Расизм, общность, личность

07.11.2011
Расизм, общность, личность

Еженедельник «Коммерсантъ» (№ 44 от 07.11.2011) опубликовал ]]>репортаж, рассказывающий о родителях молодых членов Национал-социалистического общества (НСO-Север), осужденных в С.-Петербурге за убийства людей по этническому признаку]]>. Потрясающий материал, вскрывающий глубину ксенофобской истерии, захлестнувшей российское общество. Репортаж Олеси Герасименко комментирует в том же номере психолог ]]>Александр Асмолов]]>. Предлагаем посетителям сайта выдержки из работы антрополога А.А.  Белика, опубликованной около 20 лет назад, но с каждым годом делающейся всё более актуальной. Она о глубоких взаимосвязях между формированием личности человека и образом «другого». Эти взаимосвязи могут служить как пониманию между людьми, так и отчуждению между ними.

Расизм — это обоснование (очень часто — на основе фактов, накопленных современной наукой) и внедрение в сознание людей взглядов, идей о превосходстве той или иной общности людей — этнической, конфессиональной, социокультурной — по биологическим, часто внешним признакам: по крови, цвету кожи и т. д. и, соответственно, дискриминация других по этим же признакам. В современном обществе расизм может принимать и принимает самые разнообразные формы, может существовать в виде различных теорий, и, как это ни прискорбно для цивилизованного общества конца XX века, осуществляется на практике.

Увы, расизм — явление, повсеместно распространенное в современных индустриально развитых странах. Основная и самая простая форма бытия расизма — утверждение превосходства белой расы над черной, или наоборот, одной этнической общности над другой, последовательное проведение и отстаивание идеи о том, что одни народы примитивны, а другие цивилизованы и т. д.
 

Общество без этносов?

Расизм — один из самых простых способов отыскания причин неудач и затруднений, испытываемых тем или иным обществом, государством в определенные исторические периоды их развития. В любой стране есть масса нерешенных проблем и самый простой способ их «решения» — возложить ответственность за неудачи на «других», будь это люди с другим цветом кожи, говорящие на другом языке, придерживающиеся другой идеологии, религии. Наиболее отчетливо это видно на примере «мигрантов» в Западной Европе, выходцев из третьего мира. Нередко это принимает форму обвинения того или иного народа в бедствиях целой страны и т. д. В соответствии с таким подходом осуществлялись различные практические действия (политика) по отношению к «провинившемуся» народу. Их выбор зависит от места и времени, исторической эпохи. Диапазон разнообразен: от физического уничтожения до ограничения рождаемости, от вытеснения с той или иной территории до провозглашения «приоритетного» развития той или иной общности в ущерб другим. Очень часто расизм является следствием развития национальных движений: начинается с лозунгов сохранения или возрождения культуры, национальных традиций одного народа, а кончается «в лучшем случае» дискриминацией другого.

В чем же здесь дело? Может быть, для сохранения спокойствия и снижения напряженности необходимо отказаться от национальной самобытности, «национальной» или «этноконфессиональной» идеи и взять курс на «безэтничное», наднациональное существование? Но можно ли стать гражданином планеты, не будучи «гражданином» своего народа?

Расизм как теория человека, опирающаяся на концепцию жесткого варианта биологического детерминизма, использует то обстоятельство, что на ряд вопросов, связанных с особенностями познания и мышления, наука еще не дала ответа. Поэтому у идеологов неравенства людей есть возможность предложить свою теорию, подперев ее разрозненными фактами, вырванных из контекста конкретных исследований. Но одно дело — спорные вопросы в рамках научных теорий и совсем другое — отдельные положения и формулировки, вырванные из контекста специальных теорий и попавшие на страницы массовых изданий.
 

Чужое: между страхом и интересом

Идеи превосходства одной культуры над другой, одних людей над другими воздействуют на сложнейший, кстати, также слабо изученный, социально-психологический-механизм «мы» — «они» — «другие» — «чужие», вносят дисбаланс в двойственное (страх — интерес) отношение человека к незнакомому, непознанному, представляя последнее как чужое, враждебное. Попутно заметим, что этим у человека тормозится способность к познанию нового, развитию, расширению своих знаний, поскольку это или не нужно или опасно, с точки зрения идеологии расизма.

Таким образом, концепции, провозглашающие неравенство людей, распространяемые средствами массовой информации, влияют на эмоциональный статус личности, формируют определенную установку по отношению к представителям другой расы, культуры, народа. Воспроизведенные несколько раз, подобные воззрения могут лишь несколько сместить оценки людей, сформировать некоторую направленность. Ну, а если это каждый день, по несколько раз и многомиллионными тиражами в различных формах, да еще в условиях кризисных явлений в какой-либо стране... Происходит разобщение внутри одной социальной общности и формируются однородные группы населения, выделенные на основе простейших, часто случайных для личности социальных или биологических признаков.

В концепции биологического детерминизма, являющейся научной основой расизма, способность или неспособность к мышлению неразрывно связана с биологическими характеристиками расы или этноса, будь то цвет кожи, волос, глаз, или же особенности культуры восприятия, языка и т. п., которые определяются в значительной мере также генетическими факторами. На основе внешних признаков нередко достигается однородная разобщенность в рамках социальной системы, у которой свои законы, задачи, цели, часто не совпадающие с потребностями человека-личности.
 

Ложное сплочение

Основная цель социальных систем современного общества — беспрерывный рост потребления, бессмысленное расширение производства и т. д. Естественно, что каждая социальная система должна быть управляема. Однородная разобщенность по внешним биологическим признакам, а также по идеологическим, религиозным воззрениям способствует повышению управляемости общностью со стороны олигархической элиты или харизматического лидера. В случае однородной в этническом и расовом отношении страны — это объединение перед лицом «другой», «чужой» культуры. В полиэтническом государстве это поляризация: в разной степени в связи с биологической принадлежностью к той или иной этнической общности. Напряженность между ними улучшает управляемость, демонстрирует необходимость силы в виде государства.

Таким образом, расистские воззрения, получающие массовое распространение, могут, но только в определенные исторические периоды, облегчать управление социальной системой современного общества. Однородное разобщение людей происходит не по индивидуально-личностным характеристикам, связанным с реальным содержанием человека, а по рождению, по «крови». Такое разобщение препятствует не только совершенствованию способностей людей (они очень часто не нужны на современном производстве), оно препятствует и овладению национальной культурой, к которой люди принадлежат по «крови». Это в свою очередь ведет к нивелировке, отсутствию разнообразия, потере особенностей, к формированию серой однородной массы.


Путь к одномерному человеку

Расизм самого различного вида спекулирует на разнообразии людей, а ведет к однородности, характеризуемой самыми простыми характеристиками. Все содержание «я» человека сводится к тому, что некий индивид X принадлежит к народу Y и религии Z, и он выше других людей. И все. И не нужно овладевать культурой своего, и других народов, не нужно совершенствовать свои способности. Безусловно, что в современную эпоху у людей не хватает чувства общности, удовлетворения потребности в коммуникации.

Расистская идеология дает иллюзорное объединение, псевдоспособ преодоления отчуждения, который по существу ведет к еще большему разобщению людей друг от друга, так как не может полноценно дать возможность людям реализовать свое «я» в самых различных областях человеческой деятельности: эмоциональной, интеллектуальной и т. д. Напротив, расизм, националистический экстремизм способствует деградации личности, потери его «я». На место личностного «я» становится усредненный психологический тип с приоритетным развитием таких черт характера как агрессивность, враждебность, страх перед «другим», подчинение всех только одной точке зрения. Словом, формируется одномерный человек, нетерпимый к другой культуре, религии, политическим взглядам.


Против природы человека

Человеку свойственно двойственное отношение незнакомому, чужому: настороженность и интерес, любопытство. Это проявляется у детей в виде интереса и страха к неизведанному, к незнакомым людям. Эта двойственность — основа сложнейших социальных взаимодействий, формирующихся в детстве и функционирующих во взрослом состоянии. Двойственное отношение к чужестранцу получило отражение в культуре и традициях многих народов в самых различных формах. С одной стороны, вполне естественная настороженность, с другой — традиция гостеприимства, вера в то, что странник приносит удачу.

В торжественном ритуале встречи высокого иностранного гостя сохранена все та же двойственность: салют (ритуализированная агрессия) — дети с цветами — доверие. Вся культурная история человечества была направлена на то, чтобы сбалансировать эту двойственность, тормозить агрессивность, враждебность как внутри общности, так и вне её.

Расистские доктрины, внедренные в массовое сознание, абсолютизируют одну сторону этого отношения, блокируют другую, в то время как, по мнению К. Лоренца «характерная черта человека, как биологического вида — долгий период юношеского развития, сохраняющаяся, до старости любознательность, открытость по отношению к миру».

Таким образом, расизм способствует развитию явлений, несовместимых с природой человека как живого существа и может привести к патологическому изменению личности, а затем и различного рода дисфункциям как психического, так и органического типа. Особенно это касается сложнейших внутриорганических процессов на биохимическом уровне, самом древнем с эволюционной точки зрения, нуждающемся в психобиологической синхронизации и тесно связанной с потребностью разносторонней коммуникации, в том числе с «другими». В некоторые исторические периоды массовое распространение идеологии национального неравенства приводило к массовому истериям на этнической почве.

Эти явления могут усиливаться специфической социально-психологической обстановкой в обществе в связи с изменением, разрушением прежних ценностных ориентации при отсутствии новых или особенностями экологической ситуации (экологический кризис, повышенная солнечная активность). В такие периоды резко повышается внушаемость людей, облегчается их управляемость, активизируются отрицательные для личности эмоционально-психологические состояния.

Несовместимость расизма как социальной психологии поведения с человеком как живым существом состоит и в том, что он нарушает, атомизирует сложнейшие связи, объективно существующие между людьми, делает невозможным адекватное функционирование человека в общности. В процессе антропосоциогенеза возникла особая форма объединения живого — специфически человеческая. Долгий путь эволюции в соответствии с ней сформировал особенный по сравнению с другими живыми существами организм. То есть наш организм рассчитан на определенный тип функционирования и воспроизводства в общности. Вне человеческого общества организм человека не может нормально развиваться.

Вполне вероятно, что одна из причин этого явления — невозможность осуществить, реализовать заложенные возможности, и именно особенным — социальным способом. Человек вне общества — предельный случай. Однако явления, тормозящие процессы общения людей друг с другом, например, отчуждение в различных его формах, широко распространены в современном обществе. Расизм — одно из таких явлений, которое путем организации квазиобщности стимулирует агрессивность в групповых взаимодействиях.
 

Отчуждение от других — отчуждение от себя

Абсолютизация враждебности, страха перед «другими», превращение «других» только в «чужих», в «не людей», приводит к тому, что человек отчуждается не только от других людей, но и от самого себя. У него деформируются, уходят на второй план, в подсознание такие человеческие качества как любовь, привязанность и т. д. И вот уже любовь к своему народу превращается, а затем полностью вытесняется ненавистью, злобой к другому. А по отношению к личности это превращение отношения «я — другие» будет иметь вид: любовь к самому себе — вражда, обида на весь мир, на всех других. Это ухудшает для человека возможность общения, контакта, понимания, реализации своих способностей, человек замыкается в себе, в убогом мире представлений, навязанных ему идеологией неравенства. Это мешает личности овладеть культурным наследием других народов, поскольку у него предубеждение к «чужому», примитивизирует сознание личности, препятствует действительному овладению общечеловеческими ценностями.

Самое существенное в рассмотренных выше процессах — ухудшение коммуникаций между людьми как различных этнических, социальных групп, так и внутри них, невозможность осуществления специфики человека, выражающейся в социальном типе жизнедеятельности. Человек функционирует в социальных общностях, очень часто объединяющих несколько этнокультурных традиций. Идеология неравенства, основанная на внешних признаках, существенно ослабляет горизонтальные связи внутри социальной общности, но укрепляет вертикальные, способствует облегчению манипуляций массовым сознанием. Все действительные различия людей в уровне умственных способностей, направленности интересов, умении трудиться объявляются несущественными. Разнообразие людей — истинное достояние человечества — превращается в источник дискриминации. Качественное своеобразие культур становится основанием дли объявления их неполноценными, нецивилизованными, примитивными.

«Они» — «другие» в соответствии с такими взглядами уже неполноценные люди, «не люди». Функция таких взглядов и теорий — оправдание бесчеловечности социальной общности, образованной на этнической, религиозной или классовой основе. В последние годы много писалось об этничном (биологическом) оружии, способном избирательно убивать людей. К счастью, пока никто не применил и, будем надеяться, не применит это варварское орудие современной цивилизации. Но всем надо отдавать отчет в том, что расизм как психологическое оружие (так же как и шовинизм и национализм) — раздувание вражды на расовой, национальной или этноконфессиональной почве — принес в XX веке огромные несчастья человечеству, в том числе и нашей стране.

Касаясь условий, способствующих возникновению и развитию расистских взглядов в социальной системе, нельзя не выделить такой фактор, как последовательное игнорирование национальных особенностей людей, и этнокультурного своеобразия в экономике, политике современных государств. Я считаю это одной из причин реализации национального начала в искаженном виде, то есть одной из причин, почему любовь к своему народу и культуре может превратиться в ненависть к другим, тем самым отрицая самое себя. В теории и идеологии игнорирование специфики этнокультурного, особенного получило распространение в виде «безнациональной идеи», безэтнического существования. Основной недостаток подобной концепции — отрыв общечеловеческого (общего) от этнокультурного, национального (особенного), противопоставление этих двух аспектов развития человечества.


Запрет на национальные чувства и реакция на него

Мы помним, как утверждался приоритет общечеловеческих или классовых ценностей над национальными, хотя первые могут существовать лишь в виде вторых или в тесной связи с ними. Когда К. Маркс и Ф. Энгельс в 1848 г. написали, что «пролетарии не имеют отечества», то это было реальным отражением той исторической ситуации. Да, у пролетариев не было ничего, у них отняли даже отечество, они были только товаром, «рабочей силой». С тех пор в мире произошли значительные изменения, и делать лозунг середины XIX в. основой национальной, точнее, безнациональной политики во второй половине XX в. значило рано или поздно привести народы к трагедии.

Запрет на любовь к своему народу, незнание его истории, культуры породил бездуховность, пустоту и отрицание общечеловеческих ценностей, деградацию личности и способствовал увеличению агрессивности, враждебности, не сдерживаемой этнокультурными традициями. Бездушное отношение к человеку выразилось и в варварском отношении к родной природе, которая воспринимается только как среда обитания, «чужая» и «другая». Реакцией на навязываемое безнациональное бытие нередко бывает бурный рост национального эгоизма и экстремизма. Чтобы быть правильно понятым, еще раз подчеркну грань между адекватным выражением национальных особенностей и экстремизмом расистского толка. Первое — это естественное чувство любви к своему народу, культуре и на этой основе поднимание «других». Второе — ненависть и враждебное отношение к другой культуре, народу, обвинение его в неполноценности и варварстве, бескультурье.


Потребность в сообществе

Отсутствие рационального самосознания или его абстрактное бытие лишает человека устойчивости в современном сверхдинамичном изменяющемся мире. Разрушаются сложнейшие психологические связи с окружающим миром. Развитие, движение социальной системы возможно лишь на основе устойчивых, структур, важнейшую роль в которых играют этнокультурные традиции и знания. Этот аспект современной ситуации в мире получил отражение в бурном росте исследований, посвященных проблеме этнической идентификации, развитие которых — залог от сползания в обе крайности: расизм и безнациональную идеологию, оторванную от этнокультурных особенностей, искаженное отражение интеграционных процессов.

Самый главный вывод исследований по проблеме «этничности», существенный для настоящей статьи, сохранение национальных особенностей — основа действительного развития человечества, реализации общечеловеческих ценностей; уважение к своим корням, истории — залог стабильности социальной системы; любовь к своему народу и культуре — основа психологической стабильности личности.
Стремление к сохранению традиций, культуры, бережное отношение к истории своего народа, поиск человеком своей идентичности, содержания своего «я» — все это по мнению крупнейших представителей гуманистического подхода к человеку Э. Фромма и А. Маслоу, есть глубинная и фундаментальная потребность личности. Этническая идентификация дает личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обществе, связывает настоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, дает исходную систему ориентации в мире.

Существенное значение здесь играет «патриотизм, который может быть сильнейшей эмоцией, побуждающей даже пожертвовать своей жизнью за свою родину, В этом случае выживание нации более важно, чем личности». Любовь к своему народу, привязанность к месту рождения есть основа отношения к другим людям, своего рода установка, точка отсчета. Любовь как самая существенная потребность человека, по Э. Фромму, есть ощущение единства с другим человеком, со всеми людьми, с природой. Именно на этой основе возможно удовлетворение первейшей социальной потребности человека в межиндивидуальных связях. Реализация потребности в сообщности не препятствует развитию многообразного индивидуального «я», а, наоборот, дает ему различные формы проявления, накопленные за всю историю человечества. В национально-особенной форме осуществляется уникальное единичное «я», наделенное одновременно социальной общечеловеческой спецификой по отношению к другим видам живого. Таким образом, получают выражение и интеграционные процессы, состоящие в необходимости объединения людей в общность, и возможна дифференциация, разнообразное развитие личности. Только при наличии «интеграции общностей и дифференциации личностей -необходимых условий процессов социального развития» — возможно адекватное функционирование и воспроизводство национально-особенного.

С середины 1970-90-х гг. вопросы «этнической идентичности», «национально-особенного ядра личности» (Self) стали одной из актуальнейших проблем, исследуемых в психологической антропологии. Резко контрастирует с рассмотренным подходом расизм как идеология противопоставления одних народов другим, а также «безнациональная» концепция, рассматривающая людей как абстрактных индивидов вне исторического процесса. Идеология неравенства, распространяемая через средства массовой информации, способствует формированию регрессивного типа личности, основной характеристикой которого является агрессивность, враждебность, недопущение «другого» внутри общности. В этом случае ни о каком развитии «я» не может быть и речи. Оно растворено в толпе, в идеях, навязанных извне (например, улучшение расы).

Итак, расизм как теория человека, идеология неравенства народов, а также внедренная в массовое сознание социальная психология служит одним из способов облегчения управляемости социальной системы путем разобщенной однородности, не допускающей разнообразия в мнениях, идеях, ничего «другого». Он имеет отрицательные последствия в виде искаженного осуществления национально-особенного, ведущего к гипертрофированному развитию таких психологических черт как агрессивность, враждебность, ненависть. Это ведет к деградации личности, резкому сужению содержания его личностного «я».

Статья приводится в сокращении, названия подзаголовков даны при публикации на сайте.

Текст: Андрей Белик
Источник: Расы и народы: 1993. Вып. 23. М., 1994. С. 47-58.