Нелегальная Патриархия РФ

25.04.2012
4 956
AA
Нелегальная Патриархия РФ

«Более возлюбили тьму, нежели свет;
потому что дела их злы» (Ин. 3,19)

С начала XX века православное духовенство вместе с паствой понесло много печалей. Священников расстреливали, морили в тюрьмах и лагерях. Позже включили в категорию «лишенцев». Священников, их семьи ограничили в правах: лишали высшего образования, социальной защиты, права занимать должности, облагали непосильным налогом и проч. Вплоть до падения советской власти священники были лишены социального страхования и трудового стажа, разделяя участь заключённых, содержавшихся в лагерях и тюрьмах.

Теперь Русская Православная Церковь Московской Патриархии могла бы позаботиться о народе Божием, сохранившем верность в скорбях и испытаниях. Увы! В 1988 году Устав РПЦ был написан «под епископа». Устав наделил епископа неограниченной и неконтролируемой властью. В редакции 2000 г. Устав расширил власть епископа, снял ответственность за злоупотребления. В 2004 году епископам вручили для расправы со священниками суд Линча. Устав РПЦ лишил церковный народ прав, сохранив обязанности. Самый термин «право» Устав не применяет к мирянам и клирикам. Правами обладают епископы.

Бесконтрольная власть развращает. Произвол ведёт к злоупотреблениям. Несправедливость и корысть, цинизм и безответственность, исказили образ епископа, описанный апостолом Павлом в посланиях к Тимофею и Титу (Тим. 3, 2; Тит. 1, 7). Епископ гнобит клириков, без вины лишает сана, храма, прихода. Причиной бывает неприязнь, корысть и другие страсти: зависть, месть и проч. Устав РПЦ лишил клириков канонической и юридической защиты и предал в крепостную зависимость. Такое положение недостойно Церкви Христовой, если верить что Церковь — организм любви. Евангелие светится огнём любви и заботы о человеке, но в мутном зеркале епархиальной жизни не отражается.

Кажется невероятным, что в правовом поле демократического государства сложились феодальные отношения, возможные лишь в дремучие времена. Бесправие граждан России возникает потому, что РПЦ МП приняла Устав, противоречащий законам государства, нарушающий Конституцию, ограничивающий права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

Почему государство позволяет религиозной организации прямое нарушение законов РФ и дискриминацию граждан? Это вопрос к Правительству. Почему Высшая церковная власть позволяет и покрывает произвол, насилие и несправедливость епископов? Сказать ей нечего, и на жалобы священников покрывает гробовое молчание.

Почему нельзя уйти из организации, принявшей авторитарное развитие, грозящее самоуничтожением? Во-первых, христианину некуда уйти из Церкви Христовой. Во-вторых, христианин не должен покинуть Церковь в беде. Да, лишённый прав, народ Божий не властен остановить беду. Остаётся свидетельствовать о надвигающейся катастрофе, молиться и надеяться на чудо. Предлагаем читателям своими глазами посмотреть на противоречия между законодательством РФ, правоустанавливающими документами РПЦ МП, на ограничение прав 50 000 священнослужителей, задуматься об их судьбе, о человеческом и гражданском достоинстве.

1. Правовое значение устава религиозной организации: «Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями... и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ» (ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст. 10,1).

«Основанием для государственной регистрации централизованных религиозных организаций» являются... «устав религиозной организации, утверждённый её учредителем» (ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст. 11, п. 7).

«Изменения и дополнения, внесённые в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган» (Там же, ст. 11-12).

«Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если... устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ» (Там же, 12, 1).

Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 01 октября 1990 года (ст. 14) и Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 года (ст. 20) легализовали религиозную организацию посредством регистрации её устава.

Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. регистрирует религиозную организацию на основании устава. В обоих случаях к уставу предъявляется одно условие: не нарушать гражданское законодательство. Это условие Устав РПЦ нарушает.

2. Минюст контролирует соблюдение устава относительно целей и порядка деятельности религиозных организаций. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу с 1 октября 1997 г., наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию, правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности. Как сказано, в методических рекомендациях по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций (письмо МЮ РФ от 24.12.1997 г.), регистрирующие органы в правоприменительной практике также руководствуются соответствующими положениями Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона «О некоммерческих организациях» и иными актами действующего законодательства РФ. «Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции РФ, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций» (Письмо МЮ от 24.12.1997 г.).

3. Два Устава РПЦ МП: зарегистрированный устав не действует, а незарегистрированный вступил в силу (Устав РПЦ МП, гл. 18). В настоящий момент Русская Православная Церковь (Московского Патриархата — далее, РПЦ МП) живет и действует согласно Уставу, принятому 16.08.2000 на Архиерейском Соборе РПЦ. Этот Устав РПЦ не прошёл государственную регистрацию в Федеральной регистрационной службе. Юридически РПЦ МП живет по Уставу 1995 г., который прошел регистрацию в Минюсте РФ 04 апреля 1995 г. 11 апреля 2000 г. РПЦ МП прошла перерегистрацию в соответствии с ФЗ от 27.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». В официальных СМИ РПЦ МП утверждает, что она действует по Уставу 2000 г. На этот Устав ссылаются федеральные суды при рассмотрении дел, связанных с действиями Московской Патриархии, хотя Устав РПЦ 2000 г. по сей день не имеет юридической силы, согласно букве законов:

«Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации» (ГК РФ, ст. 52 п. 3).

«Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации» (ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 23).

«Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации». (ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. ст. 11, п. 11).

РПЦ МП допускает прямое нарушение федерального законодательства: живет и действует по Уставу, не прошедшему регистрацию и не имеющему юридической силы, хотя для членов РПЦ и третьих лиц Устав представлен действующим, имеющим юридическую силу. Почему Устав РПЦ МП, принятый в 2000 году, до сих пор не прошёл государственную регистрацию? Потому, что нарушает Конституцию РФ, федеральные законы, ограничивает права граждан.

4. Конституция и Федеральные законы гарантируют права гражданам РФ: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (Конституция РФ, ст. 6, п. 2).

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы... отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности (Конституция РФ, ст.19).

Конституция РФ конкретизирует права и свободы гражданина РФ:
— право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации, право на отдых (Конституция РФ, ст. 37),
— право на судебную защиту прав и свобод гражданина (Конституция РФ ст. 46-47),
— равенство всех перед законом и судом (Конституция РФ, ст. 19).

Подобные принципы провозглашает Трудовой Кодекс РФ:
— устанавливает свободу труда и право на труд, запрещает принудительный труд и дискриминацию в сфере труда, право на отдых, обеспечивая право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ТК РФ, ст. 2).
— устанавливает равенство возможностей для реализации своих трудовых прав и утверждает: «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах...
независимо от... отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств» (ТК РФ, ст. 3).

«Трудовые отношения возникают... на основании трудового договора» (ТК РФ ст. 16).

Рассматривая «особенности регулирования труда работников религиозных организаций» в гл. 54, ТК РФ подтверждает необходимость заключать трудовые договоры между религиозной организацией, являющейся работодателем и работниками:

«Работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме» (ст. 342 ТК РФ).

«Права и обязанности сторон трудового договора определяются в трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними установлениями религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции РФ, настоящему Кодексу и иным федеральным законам» (ст. 343 ТК РФ).

5. Устав РПЦ МП противоречит Конституции, федеральным законам, ограничивает права и свободы граждан.

Нарушение вышеуказанных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами Устав РПЦ МП 2000 г. закрепил в качестве нормы и осуществляет в повседневной практике.

РПЦ МП запрещает заключать трудовой договор со священниками, оставляя их деятельность и реализацию их прав и свобод вне закона:

«Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею» Священно- и церковнослужители должны выполнить условия и «принять церковную присягу» (Устав РПЦ 2000 г. 11, 23-24).

«Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности» (Устав РПЦ МП 2000 г. 11, 25). Перемещение и увольнение основано исключительно на усмотрении правящего архиерея.

«Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке» (Устав РПЦ МП 2000 г. 11, 28).

Эти положения подтверждает Письмо Управления делами МП № 1086 от 11.03.1998 г.: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются».

Подобная установка отвергает законодательную основу РФ о труде и гарантиях, связанных с правом на труд и отдых, и устанавливает общеизвестный факт: трудовой договор со священнослужителями не заключают ни епископ, ни приходская община. Труд священника рассматривается как исключительная форма трудовой деятельности, «выпавшая» из сферы действия Конституции РФ, трудового права и лишённая защиты закона.

Устав РПЦ пронизывает служение и судьбу священника дискриминацией, запрещённой Конституцией и Трудовым Кодексом РФ: поступление на службу, перевод с одного прихода на другой, свободу передвижения и ежегодный отпуск, увольнение за штат, запрещение в священнослужении и невозможность обжаловать архиерейский произвол.

Акты поступления на службу, перемещения, увольнения, запрещения в служении оформляются только Указом правящего архиерея. В них не содержится обоснования санкции, действия епископа не контролируются. Епископ не несет ответственность за злоупотребления.

1. Священник не может уволиться по собственному желанию и перейти в другую епархию: «священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея» (Устав РПЦ МП 2000 г. 11, ст. 30). Архиерей может преследовать клирика, удерживая в епархии под страхом пожизненного запрета на профессию, безнаказанно нарушая ст. 80 ТК РФ.

2. Право священника на отпуск ограничено согласием епископа: «Настоятель может получить отпуск... исключительно по разрешению епархиальной власти» (Устав РПЦ МП 2000 г. раздел 11, 21). Епископ может немотивированно лишать священника законного отпуска много лет подряд, нарушая ст. 114 ТК РФ, подтверждающую право на ежегодный отпуск с сохранением должности и среднего заработка.

3. Устав РПЦ ограничивает право на свободу передвижения, нарушая Конституцию РФ, гарантирующую право на свободу передвижения (Конституция РФ, ст. 27):

«Настоятель может... на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти» (Устав РПЦ МП 2000 г. 11, ст. 21).

«Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти» (Устав РПЦ МП 2000 г. 11, ст. 28). Выезд священника за пределы города или деревни, в которой находится его приход, без разрешения епископа считается нарушением церковной дисциплины и влечёт наказание. Исключений Устав не предусмотрел: болезнь, смерть близких, свадьба детей, рождение внуков...

Подписка о невыезде является мерой пресечения подозреваемых в преступлении.

Устав РПЦ безвинно подвергает этой мере православный клир.

4. Устав РПЦ позволяет епископу немотивированно, без вины и без суда наложить временный запрет на профессиональную деятельность священника. Неограниченный сроком, временный запрет становится пожизненным (Устав РПЦ МП 2000 г. 10, 19 а).

Ограничение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью УК РФ допускает только по вступившему в законную силу приговору суда на определенный срок за совершение тяжкого преступления (УК РФ, ст. 43, 47).

5. Конституция РФ, Трудовой Кодекс и Гражданский Процессуальный Кодекс РФ согласно утверждают, что «отказ от права на обращение в суд недействителен» (ГПК РФ ст. 3).

Устав РПЦ нарушает федеральное законодательство, запрещая «клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и гражданский суд» (Устав РПЦ МП 2000 г.
1,9). Клирики и миряне РПЦ МП лишены права на судебную защиту своих прав и свобод, гарантированных Основным Законом РФ и иными федеральными законами, преданы беспределу епископа.

Последствия бесправия трагичны, поскольку священнослужение является образом жизни. Потеряв возможность служить, одни клирики заболевают, другие умирают, третьи накладывают на себя руки от беспомощности и безвыходности, от тоски и одиночества. Примеров много. Преступления епископа замалчиваются и не расследуются.

Нарушая Конституцию РФ, трудовое и гражданское законодательство, Устав РПЦ лишил клириков защиты закона и узаконил дискриминацию.

6. Устав РПЦ МП учредил суд, запрещённый Конституцией и ФЗ «О судебной системе РФ»

Устав РПЦ учредил церковный суд в трех инстанциях (Устав РПЦ МП 2000 г. гл. 1,8; гл. 7, ст. 1-28). На основе указанных статей Устава РПЦ разработана и опубликована процедура церковного суда под названием «Временное положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов» (далее, Положение).

Устав РПЦ МП 2000 г. передает епископу полноту исполнительной власти:

«Архиереи пользуются полнотой иерархической власти» (Устав РПЦ гл. 10,11), Положение передаёт епископу полноту судебной власти: «Полнота судебной власти в епархии принадлежит епархиальному архиерею... епархиальный архиерей осуществляет судебную власть единолично» (Положение, ст. 2,1).

Соединение неконтролируемой исполнительной и судебной власти в руках одного лица открывает путь к злоупотреблениям, очевидным в административной и судебной практике. Епископ не отвечает за нарушение канонов, Устава РПЦ, за административный и судебный произвол.

Нормы церковного права не имеют универсального значения. Они допускают взаимоисключающие толкования и дают повод к многочисленным церковным конфликтам последних лет в России и за ее пределами. Принципы и процессуальные нормы церковного судопроизводства противоречат общепринятым нормам международной и российской судебной практики. Положение не предоставляет подсудимому элементарных прав:

1. Право знать в чём обвиняют подсудимого (нет обвинительного заключения; не бывает конкретно сформулированного обвинения).
2. НЕТ презумпции невиновности.
3. НЕТ права на отвод суда.
4. НЕТ права на квалифицированную защиту.
5. НЕТ права знакомиться с протоколами судебных заседаний и приносить замечания на протокол.
6. Закрытое разбирательство дел в епархиальном суде (Положение, ст. 4).
7. Епископ совмещает функции судьи, обвинителя и заинтересованной стороны.
8. НЕТ права обжаловать решение суда.
9. НЕТ кассационных инстанций, заявленных Уставом.

Этот список можно продолжить, но сказанного достаточно для оценки неправосудности. Церковный суд является судом Линча. Перечисленные нормы находятся в прямом противоречии со Вселенскими канонами, определившими основы правосудия в церковной традиции. При фактическом производстве дел суд не выполняет требований, предписанных Положением:

1. Отсутствуют процессуальные документы установленного «Положением» образца: вызов в суд, протокол судебного заседания и решение суда.
2. Обвиняемого не приглашают в суд, решение выносят заочно.
3. Вместо Решения суда осуждённый получает «уведомление о решении», или «выписку из решения». Незаконные документы окончательно решают судьбу клирика и обжалованию не подлежат.
4. Судьи юридически и канонически безграмотны.

При этом Устав РПЦ запрещает «обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд» (Устав РПЦ 2000, гл. 1, 9) ?!!

Принципы неправосудия нарушают правовые основы судопроизводства, выявляя тенденцию суда не к установлению истины, а к осуждению обвиняемых. Презумпция виновности, положенная в основу правоустанавливающих документов РПЦ МП, сопровождается судебными преступлениями.

Устав РПЦ МП 2000 г. напрямую противоречат Конституции РФ и федеральному закону «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. В Конституции РФ читаем: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 18, п. п. 2, 3). В законе «О судебной системе РФ» подчеркнуто, что «судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим федеральным законом, не допускается» (ст. 1; ст. 4, п. 1).

7. РПЦ МП декларирует лояльность, нарушая законы, вводя в заблуждение государство и граждан. В законе «О свободе совести и религиозных объединениях» установлено, что «религиозная организация действует на основании Устава, который... должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ» (ст. 10, 1), «Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ» (ст. 15, п. 1), религиозное объединение «не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления» (ст. 4, п. 5).

Устав РПЦ обязуется «осуществлять свою деятельность при уважении и соблюдении существующих в государстве законов» (Устав РПЦ МП 2000 г. гл. 1, ст. 4). РПЦ признает, что «правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Они определяют юридический статус Поместной Церкви» («Основы социальной концепции РПЦ», 3, 5).

РПЦ не выполняет свои декларации.

Добровольно вступая в религиозные и общественные организации, граждане РФ не лишаются гражданства и не отказываются от прав и свобод, предоставленных Конституцией РФ и другими федеральными законами: «Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений...» (Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 4, п. 6).

Действующий, но незарегистрированный Устав РПЦ МП 2000 г. не предусматривает никаких прав и свобод, а также их защиты для клира и мирян. Слово «право» в Уставе РПЦ МП 2000 г. употребляется только по отношению к епископу, который в одном лице соединяет исполнительную, судебную и присваивает законодательную власть, истолковывая закон и вводя эксклюзивные нормы.

Согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 2 ст. 25), контроль за деятельностью религиозных организаций должен осуществляться по двум направлениям:
— контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности и соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в уставе целям и задачам. Противоречие фактической деятельности уставным целям религиозной организации признается «осуществлением деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства РФ» (письмо Минюста от 24.12.1997 г.);
— контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности, который предполагает контроль за деятельностью ее руководящих органов, правомочность принимаемых решений, соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (письмо Минюста РФ от 24.12.1997 г.).

Регистрирующие органы на практике не контролируют:

1. Соответствие уставных документов, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ и уставных документов, на основании которых РПЦ МП осуществляет свою деятельность фактически.
2. Соответствие уставных документов РПЦ МП, на основании которых РПЦ МП осуществляет свою деятельность, Конституции РФ и действующему федеральному законодательству.
3. Позволяют епископам ограничивать права граждан на том лукавом основании, что «церковь отделена от государства».

Симфония государства и церкви приобрела форму закулисного сговора.

РПЦ МП заткнула уши и очерствела сердцем, чтобы не слышать стонов гонимого ею народа Божия. Кому это нужно?

Текст: Священник Павел Адельгейм
Источник: Газета «]]>КИФА]]>»