Нужно ли под Аргуном ставить именно крест?

Нужно ли под Аргуном ставить именно крест? | «Россия для всех»
28.02.2017

На месте гибели псковских десантников в Аргунском ущелье Чеченской республики готовят к установке поклонный крест. 9 тонн серого гранита поднимутся над высотой 776 у подножья горы Истыкорд. 17 лет назад здесь приняли свой последний бой 6-я рота и часть 4-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й дивизии ВДВ. 90 десантников были атакованы двумя тысячами боевиков Хаттаба и Басаева, отходивших из окружения после неудачного нападения на Шатой.

— Идею мне подал глава Псковского отделения Военно-исторического общества Александр Голышев, — рассказал автор поклонного креста, сотрудник Псковского драмтеатра им. Пушкина, заслуженный художник России Александр Стройло. — Я давно занимался изучением «крестов недвижимых, каменных, нецерковной службы». Делали их из камня, ставили в древности на месте гибели воинов или боев. Во Псковской области многие кресты стоят на местах ратных подвигов наших предков до сих пор.

— Кто одобрил проект?

— Мы проводили открытый конкурс. И не среди скульпторов, а среди типов крестов, которые устанавливались в древности. Выбор делали не художники, а матери погибших десантников 6-ой роты. Для них мы провели выставку эскизов и тайное голосование.

— И какой выбрали?

— Крест в круге, который относится к 14-16 векам. Такие кресты с солярным элементом есть в Новгороде и во Пскове. Их делали из известняка, но мы не рискнули — хрупкий для транспортировки. За полгода вытесали крест из серого гранита. Из традиционных надписей оставили только имя «Ника» (богиня победы в Древней Греции), а в основании добавили — «Памяти павших».

Макет креста останется на Псковщине, в музее дивизии ВДВ.

— Осенью об установке креста договорились псковский губернатор Андрей Турчак и глава Чечни Рамзан Кадыров. Тогда на памятник собрали деньги местные жители и бизнесмены, — уточнил советник по культуре губернатора Псковской области Дмитрий Месхиев.

— Когда к нему можно будет возложить цветы?

— В этом году нет 29 февраля. Но есть решение открыть памятник в первых числах марта. Установкой памятника занимаются члены Военно-исторического общества Чеченской республики. На открытие прибудут представителей Минобороны России и члены семей десантников, сложивших головы в том жестоком противостоянии.

17 лет назад в бою у горы Истыкорд Аргунского ущелья погибли 84 псковских десантника. Выжить удалось лишь шестерым. За проявленный героизм 22 воинам было присвоено звание Героя России, из них 21 — посмертно. 68 десантников и офицеров дивизии были награждены орденами Мужества, из них 63 — посмертно.

Текст: Александр Бойко
Источник: ]]>Комсомольская правда – Санкт-Петербург]]>

Комментарий главного редактора интернет-портала Романа Багдасарова

Это пример неудачной меморизации. Речь, разумеется, не об увековечении памяти 6-ой роты, 104 полка, 2-го батальона, 76-ой (Псковской) ВДД, а о том, как её увековечивать. И здесь особенно хорошо видно, к чему приводит нелимитрованное использование христианской символики в атрибутике вооружённых сил. Псковские десантники погибли, сражаясь с боевиками, действовавшими под прикрытием исламских идей. Поэтому, ставя на месте их гибели крест, государство символически утверждает победу христианства над исламом.

Если полумесяц у нас практически однозначный символ ислама, гексаграмма — иудаизма, то крест это столь же однозначный символ христианства. И никакие придумки про то, что на новгородских православных крестах XIV-XVI веков аббревиатура НИКА якобы обозначала эллинскую богиню Победы, тут не помогут. Художник А. Стройло, видимо, считает схимников и старообрядцев, активно использующих ту же аббревиатуру НИКА, скрытыми язычниками, поклоняющимися богам Древней Греции.

На самом деле надпись НИКА на кресте на Руси, а затем в России всегда понималась как ]]>эпитет Христа «Победитель»]]>. Постановка христианского обелиска в память солдат из традиционно христианского региона на территории, где проживает в основном мусульманское население, неуместна и неоправданна. Вместо единства нации в прославлении подвига героев, отдавших жизнь за безопасность граждан, такой памятник порождает повод к разделению по религиозному признаку.

Можно задать вопрос: но ведь проект памятника Стройло победил на открытом конкурсе, проводившемся среди родственников погибших? Значит, всё правильно? Нет, не значит. Можно сказать даже больше. Возможно, кто-то из десантников был верующим православным, возможно, он даже воспринимал своё участие в операции как религиозный подвиг в одержании победы «силою креста» над «силой полумесяца», подобно средневековым рыцарям Европы. И если бы речь шла, скажем, о битве крестоносцев с войсками династии Айюбидов, то установку христианского обелиска ещё можно было как-то понять. Но псковские десантники (независимо от того, какой они веры придерживались) приносили присягу не Христу Спасителю, а народу Российской Федерации. Они воевали не за христианизацию Чеченской республики, а за нерушимость законов светского государства.

Особенно досадно это на фоне памятника, который установлен павшим воинам в самом Пскове. Этот монумент практически сразу был включён в число ]]>достопримечательностей]]> города, и он практически лишён каких бы то ни было религиозных признаков.