Что получилось из «Моей улицы»?

Что получилось из «Моей улицы»? | «Россия для всех»

На пересечении Варшавского шоссе с улицей Подольских Курсантов в конце лета кипела работа. Гастарбайтеры в оранжевых жилетах меняли, казалось бы, новые бордюры и газоны на еще более новые. Пока занимались дорогой, свернутый тут же в рулоны новый дерн с травой засыхал на солнцепеке — в итоге, когда его раскатывали, на откосах тоннеля появлялись ровные лоскуты жухлой травы. Их опять меняли и возвращались к бордюрам. Примерно месяц водители смотрели на это из пробки, вставшей на перекрестке из-за ремонта. Летом 2015 года такое можно было увидеть по всей Москве.

По программе «Моя улица» более чем на 50 улицах и проспектах города расширяли тротуары, ремонтировали фасады зданий, проводили велодорожки, меняли освещение, убирая провода со столбов в подземные коллекторы, устанавливали урны и «малые архитектурные формы». В 2015 году на «Мою улицу» столичный бюджет, по подсчетам РБК, выделил более 21 млрд руб. (в следующие три года —​ еще свыше 105 млрд руб.).

Это почти на 3 млрд руб. больше всего годового бюджета одного из самых благоустроенных городов-миллионников России — Казани. «Мы старались сделать так, чтобы максимальное число людей пользовались комфортным пространством», — объяснил задачи «Моей улицы» мэр Москвы Сергей Собянин. РБК изучил, кто зарабатывает на благоустройстве столичных улиц.

«Нигде в мире такого нет»

Идея создания единого плана благоустройства всех московских улиц возникла в середине 2014 года. Исполнителем программы, получившей название «Моя улица», стал комплекс городского хозяйства правительства Москвы, который возглавляет вице-мэр Петр Бирюков. Ответственным за нее стал входящий в ведомство Бирюкова департамент капитального ремонта (ДКР).

По утверждению мэрии, этим летом было благоустроено более 100 км городских магистралей. Работы планировалось завершить в августе, но позже мэр Москвы перенес дату сдачи на День города (первая суббота сентября). Однако в конце сентября работы на многих объектах еще продолжались. Благоустройство Долгоруковской улицы и Фрунзенской набережной должно было завершиться 20 сентября. Однако, как убедился корреспондент РБК, 20 сентября на этих объектах только началась подготовка к строительству подземного коллектора. Похожая ситуация на Хамовническом Валу (согласно госконтракту срок завершения работ — 20 сентября) и Люсиновской улице (4 сентября).

«Конечно, пришлось немного потерпеть, но в итоге москвичи получили истинно ухоженные улицы. Нигде в мире такого нет — мы говорим об этом с гордостью», — цитирует Бирюкова сайт мэрии Москвы.

Большинство улиц, которые ремонтировались этим летом, уже реконструировались несколько лет назад. Например, вылетные магистрали, попавшие в программу «Моя улица», — Варшавское, Каширское, Ленинградское и Ярославское шоссе, — в 2012–2014 годах были полностью реконструированы строительным комплексом Москвы. К примеру, на реконструкцию Ярославского шоссе Москва потратила тогда 8 млрд руб.

Помимо строительства эстакад тогда ремонтировали тротуары, меняли остановки общественного транспорта, лавочки и урны. Спустя два года город за 651 млн руб. опять менял на Ярославке асфальт и бетонные бордюры, укладывал более 18 тыс кв. м тротуарной плитки, устанавливал 48 урн и 42 лавочки. «Учитывая топонимику данной территории, предложен соответствующий дизайн-код. Малые архитектурные формы со стилистикой Русского Севера...

На специально выделенном газонном участке предусмотрен арт-объект, стилистически характеризующий всю зону», — говорится в пояснительной записке к проекту. Сквер между Ярославским шоссе и железнодорожной станцией Лосиноостровская планировалось украсить «арт-объектом «Юрта». Корреспондент РБК, побывав на месте, юрты не обнаружил.

Первоначально планировалось, что Ярославское шоссе будет первой реконструированной этим летом вылетной магистралью, на открытие которой приедет Собянин, однако, когда стройка стала задерживаться, стало понятно, что мэр будет открывать другой объект, от установки юрты отказались, пояснил РБК чиновник столичного правительства.

На улицах в центре Москвы масштабное благоустройство тоже проводилось четыре года назад — летом 2011 года. Тогда Москва потратила почти 3,7 млрд руб. на укладку 1,1 млн кв. м тротуарной плитки. Срок службы плитки — 25-30 лет против 6-7 лет у асфальта, утверждал тогдашний глава департамента ЖКХ Андрей Цыбин. По подсчетам РБК, в 2015 году по программе «Моя улица» столичные власти укладывают 898,5 тыс кв. м, из них часть на тех же улицах, где клали плитку четыре года назад.

Представитель ДКР в письменном ответе РБК утверждает, что снятая плитка была повторно использована на других объектах «или перевезена на склады для последующего использования». Однако согласно сметной документации прежнее покрытие должно быть демонтировано и вывезено на свалки или дробильные комплексы, перевозка старой плитки на другие объекты не предусмотрена.

Повторная замена плитки была сделана по просьбе москвичей, гласит ответ ДКР: «Перечень улиц, благоустраиваемых в 2015 году, определялся по результатам голосования горожан в проекте «Активный гражданин».

1200 метров для спальных районов

Одновременно с благоустройством улиц мэрия запустила программу «1200 метров от станции метро» общей стоимостью более 1,4 млрд руб. Задача — «повысить пешеходную доступность станций метро», в частности менялся асфальт на дорожках в направлении метро, благоустраивались пешеходные переходы.

Среди исполнителей много компаний, участвовавших в программе «Моя улица». Крупнейшим подрядчиком обеих программ стала компания «Спецстрой», выигравшая по программе «1200 метров» 11 тендеров на общую сумму 353,9 млн руб.

Подозрительно активный гражданин

Фраза «по результатам голосования граждан» шесть раз встречается в письменных ответах департамента капремонта на вопросы РБК.

В мобильном приложении «Активный гражданин» действительно проводилось голосование по благоустройству улиц Большая и Малая Бронные, Спиридоновка и Малая Никитская: жители могли выбрать элементы благоустройства и озеленения, решить, асфальтировать улицы или положить плитку, а также выбрать материал бордюрного камня. Результаты голосования были опубликованы 2 июня.

Тендер на проектирование Малой и Большой Бронных выиграла компания «БалтикСтройКомпани» (БСК), близкая к младшему сыну генпрокурора России Юрия Чайки — Игорю (подробнее о бизнесе Игоря Чайки — в расследовании РБК). Согласно госконтракту, проекты должны быть выполнены и пройти экспертизу еще за два месяца до окончания голосования в «Активном гражданине» — к 6 апреля. А контракт на сам ремонт Большой Бронной был заключен в день подведения итогов голосования — 2 июня.

Представитель ДКР оставил без комментариев вопрос, как учитывались итоги голосования через два месяца после завершения работы над проектом. Связаться с компанией БСК не удалось. «Нам просто повезло, что выбор горожан и проектировщиков полностью совпал», — отвечает Дмитрий Кудряков, гендиректор компании «Евродом», выигравшей подряд на благоустройство Большой Бронной.

Одновременно мэрия решила подключить к «Моей улице» экспертов-урбанистов. В январе тендер на разработку «документов, определяющих подходы к благоустройству улиц», выиграло подразделение института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (основной владелец — миллиардер Александр Мамут), предложившее написать проект за 922 млн руб. Однако разработки урбанистов не удалось применить в этом году, потому что «Стрелка» приступила к работе весной 2015 года, когда «Моя улица» уже начала проектироваться. Представитель ДКР обещает, что в следующих проектах предложения урбанистов будут учтены, но приоритетным останется «мнение горожан».

РБК изучил все аукционы Комплекса городского хозяйства по программе «Моя улица». Из 31 разыгранного лота в 22 победители предложили снижение начальной цены в диапазоне 5,26–5,82% (см. инфографику). Из них восемь победителей предложили одинаковое снижение на 5,2631%. На пяти тендерах победители предложили снижение на 5,82%, еще по четырем аукционам было разыграно со снижением на 5,60 и 5,37%. «Чиновники неофициально считают, что тендер прошел нормально, если достигнуто снижение от первоначальной цены больше чем на 5%. Ситуация, когда разные компании побеждают с одинаковым снижением, не нарушает закон, но очень подозрительна», — объясняет эксперт по госзакупкам из «Деловой России» Георгий Сухадольский. Мэрия не прокомментировала эту ситуацию.

Фрагмент публикации.

Текст: Иван Голунов
Полностью: ]]>РБК]]>