
— Сам праздник народного единства — явление позитивное, — уверен кандидат политических наук, психолог Артур Вафин. — Главное — после праздника помнить, что нас ждут тяжелые будни с проблемами, которые мы должны решать сообща, всеми народами России, — сказал эксперт, комментируя мероприятия, прошедшие в этом году 4 ноября.
— Каким, на Ваш взгляд, стало празднование Дня народного единства в этом году?
— Социологи отмечают, что население стало более позитивно относиться к этому празднику. Главным праздником этот день не стал из-за его все-таки инструментального введения. Этот праздник — решение сверху, поэтому к нему есть определенный народный скепсис. 4 ноября — не 9 мая. Даже Путин, если мы вспомним одно из его выступлений во время празднований Дня народного единства, отметил, что сомневался, стоит ли вводить в стране подобный праздник. Сомнения наверху сняты. Внизу? Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, о которых говорят социологи, все же скепсис у населения есть. Откуда он берется? Он проистекает из социальных проблем, которые затем ложно подменяются национальным вопросом. СМИ также включены в эту игру: вместо объективного описания преступления начинают выдумываться национальные проблемы, появляется жупел «этническая преступность», хотя, как мы знаем, понимаем, но, негодуя, забываем об этом: преступность не имеет национальности.
Социальные проблемы нарастают. И их подмена национальным вопросом чревата социальным и уже националистическим взрывом. В сумме от такого большого взрыва назревает идеология национал-социализма, чего страна, победившая фашизм, допустить не вправе. Поэтому сам праздник народного единства — явление позитивное. Главное — после праздника помнить, что нас ждут тяжелые будни с проблемами, которые мы должны решать сообща, всеми народами России.
— Прокомментируйте, пожалуйста, продолжающийся раскол в лагере российских националистов и снижение активности их сторонников.
— Национализм национализму рознь. Например, есть гражданский национализм. Как говорит академик Валерий Александрович Тишков: «Самое важное — это чтобы большинство граждан на вопрос «Кто мы?» отвечало: «Прежде всего я россиянин». Лучше не скажешь. И эти слова — пример позитивного гражданского национализма.
Есть и другой национализм — агрессивный, биологический, призывающий вернуть графу национальность в паспорт. Вот этот национализм крайне опасен для целостности государства. Если же говорить о расколах, то радикальных националистов расколол Крым. Большинство населения поддерживает присоединение Крыма, как и рост державной мощи в целом. Даже чисто популистски не играть на этих настроениях — политическая ошибка.
Источник: Регионы Online