Бить станет веселее?

02.02.2016
3 878
AA
Бить станет веселее? | «Россия для всех»

У российских законодателей есть две «священные коровы», и имя им — дети и женщины. Но если детей уже от всего, кажется, защитили, то женщинам еще только предстоит испытать на себе государственную заботу.

Впереди паровоза, разумеется, гордо едут инициативы депутата Елены Мизулиной. То она предлагает сажать за суррогатное материнство, то хочет запретить препараты для самостоятельного прерывания беременности на ранних сроках, то планирует вывод абортов из государственной системы обязательного медицинского страхования, а в частным клиникам и вовсе не позволять аборты. К счастью, перспектив у подобных однобоких попыток увеличить рождаемость немного. Куда опаснее другой проект законодателей который может напрямую коснуться очень многих российских женщин.

В декабре 2015 года в своём Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин отметил необходимость либерализации уголовного законодательства и попросил законодателей дать шанс тем, кто впервые оступился. Инициатива отличная, тем более, что статей, по которым ее можно применить, чтобы не ломать жизнь тем, кто действительно единожды оступился — множество. Хотели, в общем, как лучше. Однако у выслушавших Путина чиновников получается пока что как всегда.

Верховный суд в итоге внес в Госдуму законопроект где, в частности, предлагает больше не считать уголовным преступлением побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие тяжких последствий (часть первая статьи 116 УК РФ). Другие, также содержащиеся в документе поправки Верховного Суда, нацеленные на либерализацию УК вопросов не вызывают или почти не вызывают — в самом деле, не спорить же с поднятием планки, превращающей воровство из административного в уголовное, с 1 до 5 тысяч рублей? Но попытка вывести побои в административный кодекс — это уже совсем другое дело.

В 2008 году в интервью ИО начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенанта милиции Михаила Артамошкина прозвучали следующие цифры:
— насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье;
— две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами;
— ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких

Эксперты приводят еще более мрачную статистику. По некоторым данным, бытовому насилию подвергалась каждая третья российская женщина! Вдумайтесь в эти цифры, и подумайте о том, что абсолютно каждый из нас знаком с бытовым насилием — повезет, если от знакомых. Хуже, если на собственном опыте.

Помимо гендерно-обусловленного бытового насилия, буквально на днях проявилось еще одно неизбежное и страшное следствие подобного законодательного смягчения. Дело в том, что принятие поправки развяжет руки еще и коллекторам, которые занимаются выбиванием денег из должников. Все помнят недавнюю новость про коллектора, сжегшего ребенка из-за долга в 4 тысячи рублей. Однако новостей о злоупотреблениях, или попросту коллекторских рукоприкладствах, в последнее время становится все больше и больше. А если учесть, что это чуть ли не основной метод их работы, то сколько новых жертв появится у коллекторов, для которых «выбивание долгов» — не метафора, а повседневная практика?

Сторонники введения этой поправки в качестве аргумента приводят то, что даже сейчас по этой статье уголовное наказание является очень мягким, а для привлечения человека к ответственности по уголовному законодательству необходима инициатива пострадавшего (избитые женщины редко доводят дело до суда), а также сбор огромного количества документов и усилий. Мол, смягчение вообще касается только первых нетяжких побоев, а все последующие продолжат караться по всей строгости, а по административному законодательству к ответственности будет привлекать государство, без усилий со стороны потерпевшего. Увы, на практике все обстоит хуже. Полиция, приехавшая по факту побоев, будет решать, обойдется ли дело штрафом, или передавать дело судье ради присуждения исправительных работ. Ясное дело, на практике все будет обходиться штрафом. Более того, с единой базой административных правонарушителей — тоже проблемы, а это означает, что потенциально каждые побои могут рассматриваться как совершенные человеком впервые, что автоматически выводит их за рамки уголовно наказуемых даже потенциально.

А ведь главная задача законодательства в отношении правонарушителей — не карать, не рушить семьи, как кричат сейчас защитники превращения побоев в «административку», а предостерегать людей от нарушения закона. И профилактическая сила УК гораздо выше, чем КОАП. И я не хочу даже думать о том, насколько ухудшится ситуация с домашним насилием, беззаконием коллекторов и прочим рукоприкладством, если эта превентивная сила будет исключена, а наказание, по факту, станет мизерным и незаметным.

И вот на фоне всех этих размышлений ]]>думский комитет по законодательству]]> соглашается с тем, что нужно перестать считать уголовным преступлением побои. Да, инициатива Верховного Суда прошла через комитетские думские чтения полностью, без изменений, и именно в таком виде будет представлена к первому чтению в Госдуме. Жаль, что члены комитета по законодательству не нашли повода громко высказаться против этой части ]]>поправок Верховного Суда]]>. В отношении других инициатив они подобной молчаливости не практикуют. Вот, например, член комитета Иван Сухарев прославился своей заботой о российских женщинах, когда предложил законопроект, запрещающий нанесение ими татуировок. Где же сейчас его радение за права россиянок? Или Александр Ремезков — неужели он молчит, потому что младшая его дочь Маша, по данным СМИ, с сентября 2012 года проживает в Вене, где если ее, не дай бог, коснется бытовое насилие, наказание будет жестким и неотвратимым?

Остается лишь надеяться, что депутаты не пропустят законодательные изменения в таком виде, а доработают их. И если не из гуманистических соображений, то хотя бы в предотвращение сокращения числа голосующих за них в сентябре этого года. Ведь, судя по статистике жертв насилия, число это, в случае введения поправок в неизменном виде, может существенно сократиться в самые ближайшие сроки. По причине гибели потенциальных избирателей и избирательниц.

Текст: ]]>Кристина Потупчик]]>

Примечание редакции сайта «Россия для всех»

С текстом законопроекта  №953369-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» можно ознакомиться ]]>здесь]]>.