Соцреализм: желание оставаться в прошлом

Соцреализм: желание оставаться в прошлом | «Россия для всех»
11.02.2016

Соцреализм это замечательная в своей абсурдности, попытка принудительной консервации творчества. Собранный из осколков русского искусства, этот стиль появился как альтернатива дерзкому модерну, не уважавшему исторические достоинства и традиционные приёмы.

Соцреализм, в первые свои годы, был смел в формах, разнообразен в проявлениях и весьма терпим к своим предшественникам. В этом эклектичном, но весьма оригинальном стиле сочеталась французская живописность, немецкая графическая резкость и много чего ещё, что позже было без всякой жалости утрамбовано единообразием академической школы.

Тут, будет небезынтересным добавить, что в СССР и Европе понятие «академической школы» означают совершенно разные творческие проявления. Немного погодя, это несоответствие совершенно лишит возможности общепонятного диалога с западными коллегами едиными терминами и хронологиями.

Попытки подчинить искусство политической воле руководителей, превратить в функциональный инструмент государственной идеологии имели место быть в каждом столетии. Но действительно редко случалось, чтобы людей убеждали в их счастии настоящим, чаще всего их пытались обаять иллюзиями последующих жизненных эманаций.

Искусство, порождённое массово индуцированным психозом, оказалось весьма гипнотическим и поистине тоталитарным. Все последующие поколения, вплоть до наших дней едва ли готовы принять современное искусство в оригинальных проявлениях.

Напротив, абсолютное большинство посетителей Российского совриска, пытливо желает узреть подобие реалистического эталона соцреализма в современном творчестве.

Это желание остаться в прошлом, очень присуще консервативным обществам, к которым почему-то принято причислять наших сограждан. Такая манера поведения чаще всего должна сопровождаться множественными религиозными ограничениями и табу, действительно более свойственными восточным народам, нежели европейским.

В 1960-х годах, бравурный стиль соцреализма стал претендовать на гуманизм и даже робко попробовал критически отнестись к окружающей советской реальности.

Впрочем, эксперименты эти остались весьма инфантильными и малоразвитыми в силу страха потери мастерской, академической дачи или дефицитной путёвки в санаторий.

Соцреализм, оправдывая своё название, должен был быть актуальным в передаче проблем общества. Но он стал запаянным стеклянным шаром с кукольным домиком и фальшивым снегом.

Остановить время не получилось. Декоративные функции соцреализма по обслуживанию идеологии быстро превратили этот стиль в набор оформительских приёмов.

Академическая школа, покорно пригревшаяся рядом с соцреалистической идеологией в искусстве, закономерно закончилась сразу после дряхлеющего СССР.

Союзы художников и прочие наследные советские институции весьма комично продолжают охранять свои скудные материальные блага, оставляя после себя унылое зрелище омертвевшего творческого продукта.

Сшитый, подобно Франкенштейну, из множества художественных приёмов, этот стиль плавно исчез в силу отсутствия конъюнктуры.

Текст: ]]>Кирилл Алексеев]]>

В оформлении использован фрагмент репродукции картины Александра Герасимова.