Диалог религиоведов с «сектоведами»?

Диалог религиоведов с «сектоведами»? | «Россия для всех»
20.02.2016

Вчера на круглом столе «Проблемы религиоведческой экспертизы» попытался изложить приблизительно следующую точку зрения: в пространстве религиоведческой экспертизы за позицию «экспертов» и бренд «религиоведение» на сегодняшний день соревнуются две типа деятелей: светские религиоведы и «сектоведы», которые за последние годы проделали огромный путь эволюции от сектоведения 1.0, представленного одиозными личностями без профильного образования, до сектоведения 2.0, представленного вполне интеллектуальными авторами с учёными степенями и религиоведческой подготовкой.

Проблема светского религиоведения сегодня, на мой взгляд, состоит в том, что оно пытается конкурировать с сектоведами 2.0 теми же методами, что раньше конкурировало с сектоведами 1.0, а именно — утверждая их «инаковость», непричастность к религиоведческому сообществу, низкую компетенцию и т.д. Однако такая стратегия, на мой взгляд, непродуктивна. Проблема в том, что сектоведы 2.0 часто легитимно выступают в качестве религиоведов, имея религиоведческое образование или защитившись по соответствующей специальности. Конкуренция светского религиоведения с сектоведением 2.0 поэтому не может происходить с использованием старых методов. Вместо отторжения и взгляда «свысока» здесь требуется содержательная, этичная критика и конструктивный диалог в рамках религиоведческого дискурса, который должен привести к повышению качества научной работы всех его участников, независимо от мировоззренческих установок.

Таким образом, если у светских религиоведов и есть шанс занять достойное место в условиях современной российской конъюнктуры, то только в том случае, если им удастся, так сказать, «переварить» сектоведение 2.0. Это, как мне представляется, и будет своего рода тестом на прочность для религиоведческого сообщества.

Текст: ]]>Станислав Панин]]>