Принять Ленина

05.06.2017
1 784
AA
Принять Ленина | «Россия для всех»

Всё-таки Ленина стоит похоронить.

Не потому, что Ленин якобы оскверняет Красную площадь. Не потому, что так требуется его душе. Если уж присутствие на парадах, посвящённых Победе именитых коррупционеров не оскверняет её славы, то куда меньше оскверняет её человек, который к коррупции и близко не стоял. Хотя он обладал едва ли не тираническими полномочиями, Владимир Ильич пролил крови в разы меньше, чем тот же Петр Великий. (Гражданская война не считается, это была именно война, а не что-то иное.)

Кстати, и под землёй Ильич находится гораздо глубже, чем любой из московских-российских царей или тот же преп. Сергий Радонежский. Никому ведь не приходит в голову требовать захоронения преподобного Сергия или хамбо-ламы Итигэлова и других разноконфессиональных святых, которые мало, что лежат в полуоткрытом доступе, так многим из них ещё кланяются как Ильичу никогда не кланялись и лобызают с таким энтузиазмом, с каким портреты Сталина не лобызали. Если Ленин «труп, которому поклоняются», то они чем лучше (кроме факта, что последователи традиционных религий, в отличие от правоверных коммунистов сегодня в фаворе)?

Похоронить стоит ради национального примирения. Скажем, в 1991 году удаление Ильича из Мавзолея дало бы новый повод для разделения и так разделённой нации. Но вот именно сейчас наоборот. Сейчас стало совершенно очевидно, что в отношении к национальной истории России, Ленин является той же фигурой, которую в семейных расстановках по Хеллингеру обозначают как «исключённый член».

Убеждает в этом и то, что в галерее российских исторических персон образ главного основателя советского государства давно не обновлялся. Наше восприятие государственных деятелей прошлого должно регулярно обновляться, находить в них новые и актуальные смыслы. Если этого не происходит, память превращается в блокировку сознания, вместо того, чтобы служить для него питательной средой.

За последние десятилетия мы наблюдали впечатляющую реновацию образов многих исторических деятелей, начиная с Владимира Крестителя (который, честно говоря, имеет к современной России весьма опосредованное отношение) вплоть до Колчака. А вот Ленин последний раз обновлялся разве что в пьесе Михаила Шатрова «Дальше, дальше, дальше», да в печально знаменитом фильме Александра Сокурова, где он скорей гниёт, чем светит.

Ленин есть, но в современном российском сознании ему нет места. Вот Сталину, образовательный уровень которого Ильич самоотверженно повышал, место есть. Есть место даже Берии и Власову... А Ленину — нет. Для старших поколений это, возможно, не столь заметно, потому что они «переели» Ленина в советскую эпоху, когда ленинский образ, наоборот, занавешивал солнце. Сейчас память о Ленине лишилась всяческих опор, поскольку дифирамбы поются государю Николаю II, которого тот лишил жизни.

Между тем, многое из того, к чему мы привыкли как к данности, вошло в жизнь именно в том государстве, которое основал Ленин, а не Николай II, не говоря о Временном правительстве (у которых, разумеется, есть свои заслуги). Если уж Иван Васильевич является необходимым компонентом нашей исторической памяти, то куда более — Владимир Ильич. Ещё неизвестно, победила ли бы Российская Империя нацистскую Германию. Во всяком случае, кайзеровскую она не победила точно. Думается, что царистский ресурс великодержавности был исчерпан пропагандой в ходе кампании Первой мировой, а вот советское государство открыло новые источники национальной гордости, внесословно-семейные, интернациональные и внерелигозные, которые и были задействованы как мобилизующий фактор участниками тотальной войны. Вместо портрета Николая депутату Поклонской следовало бы включить в Бессмертный полк портрет Владимира.

Но на парадах Победы мавзолей стыдливо прикрывают, члены действующего правительства на нём уже давно не стоят, предпочитая иные трибуны. Нигде вытеснение Ленина из национальной памяти не видно с такой шокирующей ясностью как на 9-е мая.

Чтобы вернуть Ленина, нужно его окончательно убрать с Красной площади. Следующий вопрос — куда? И вот здесь следует open mind ещё одной важной истине.

В последнее время часто говорится о том, что Ленин был русофобом. Да, из песни слов не выкинешь. Ленин отрицал большую часть исторического наследия российской государственности, не видел смысла в его сохранении. Делал он это во имя той идеальной России, которая должна была возглавить обновление всего мира. Был ли Владимир Ильич по-человечески счастлив в России? Этот вопрос, кажется, излишен. Подвиг и счастье — разные вещи, как ни крути.

Поэтому захоронить Владимира Ильича Ленина следует в Швейцарии, стране, где ему (да и многим другим знаменитым людям России) было хорошо. Если кто действительно печётся о бессмертной душе Ильича, то он без сомнения одобрит швейцарский выбор. Человек должен лежать там, где он был счастлив. Ильич был счастлив в Швейцарии, Горький — на Капри, Гоголь — в Риме и т. д. (Намечаются интересные перспективы).

Что же касается русофобии (или самоненависти в терминологии современного философа Виталия Аверьянова), то с ней следовало бы давно уже примириться. Это обязательная черта многих (если не всех) правителей прошлого (и страшно сказать, настоящего). Без русофобии не бывает прогресса в государственных делах России, какая-то доля её должна обязательно присутствовать. Себя нужно хоть чуточку ненавидеть, это присуще всем народам, всем нациям. Без самоненависти не бывает прогресса, а без прогресса не бывает жизни. Только её имитация.

Текст: Роман Багдасаров