Кириллица должна быть не кнутом, а пряником

08.06.2017
2 329
AA
Кириллица должна быть не кнутом, а пряником | «Россия для всех»

Почему соседние страны переходят на латинский алфавит? Сейчас Узбекистан, Азербайджан и Туркмения переходят с кириллицы на латиницу, а Казахстан совсем недавно заявил, что и у них к 2025 году латиница вытеснит кириллическое письмо.

Министр образования и науки России Ольга Васильева предложила снова вернуться к кириллическому алфавиту на всем пространстве СНГ. Сейчас Узбекистан, Азербайджан и Туркмения переходят с кириллицы на латиницу, а Казахстан совсем недавно заявил, что и у них к 2025 году латиница вытеснит кириллическое письмо. Кажется, это решение союзников по СНГ окончательное и бесповоротное. Но Васильева так не считает. Глава Минобрнауки признает, что процесс латинизации длится уже десять лет, но ссылается на опросы, свидетельствующие, что «население наше, ближайшего зарубежья, все-таки говорит о привязанности и необходимости кириллического шрифта».

Инициативу Ольги Васильевой мы обсудили с писателем Виктором Ерофеевым.

— Виктор, как вы думаете, зачем это было сказано? Просто так, чтобы задекларировать свой образ мыслей?

— Предложить, конечно, можно все. И естественно, предложение это связано с тем, чтобы страны-соседи каким-то образом в языковом, культурном отношении ближе подошли к России, а не уходили от нее. Ведь следом за алфавитом идет чтение книг, написанных буквами этого алфавита. Так что это вполне прозрачное предложение, связанно с политикой приближения стран СНГ с Россией.

— Но чтобы это сделать, необходимо, чтобы Россия была привлекательной. Тогда они сами с удовольствием перейдут на кириллицу, на русский язык и вообще нас задушат в объятиях.

— Задушат, ага, вот именно. А так, поскольку все видят, что одно дело речи, а другое — реальность, они постепенно уходят от России, потому что видят в ней страну экономически отсталую, достаточно агрессивную по отношению к соседям. В общем, их желание перейти на латиницу — это желание сохранить и укрепить свою независимость и дать возможность своим гражданам лучше изучать английский и другие европейские языки.

Так что все зависит только от привлекательности. Требованием и кнутом тут ничего не заставишь делать — они, страны-соседи, всегда найдут способ сказать «нам так удобнее».

— Ну а с пряниками у нас совсем глухо?

— С привлекательностью? Да никто же не против, только где мы ее найдем, эту привлекательность — вот в чем вопрос.

— Но чиновники, кажется, игнорируют центробежный процесс в СНГ.

— И совершенно не случайно. Вон даже сам Лукашенко жалуется, что посылает к нам министров, а они в приемных тут часами сидят в очереди ждут. То есть как только кто-то попадает под наше влияние, так немедленно попадает в разряд «братьев», которых не уважают. Надо менять подходы, надо менять ментальность. А поменять ментальность — это вещь непростая.

— Эти перемены в отношениях уже необратимы?

— Да — если оперировать одними заклинаниями и предложениями. Привлекательность нашей страны должна быть связана с экономическим ростом, с положением страны в мире. А у нас страна, как ни крути, страна-изгой, и для других мы страна без определенной границы, потому что мир не принял новых границ России. Казахстан и Белоруссия только формально кивнули, чтобы не иметь лишних сложностей. Ну как, скажите, страна со спорными границами может иметь привлекательность?

Текст: Алла Балуева
Источник: ]]>Собеседник.ру]]>