Пыль на сознании общества

14.02.2012
2 775
AA
Пыль на сознании общества | «Россия для всех»

Самое забавное, что есть в этнопсихологии — этнические и расовые предрассудки. Удивительная штука этот головной мозг. Если человеку вбить какую-то мысль в голову, он будет ее воспроизводить даже тогда, когда абсолютно противоположное можно увидеть невооруженным взглядом. То есть не глаз указывает человеку о чем думать, а мозг указывает глазу что видеть. И если беспристрастно подойти к объектам такого предосуждения, выяснится, что мы имеем дело с застарелыми заблуждениями, до которых просто никому нет дела.

Геббельс был, конечно, прав, когда говорил, что если надо внедрить в общественное сознание неправду, то ее следует методично и многократно повторять. Лени Рифеншталь в своих картинах так часто эксплуатировала образ двухметрового блондина с голубыми глазами, что убедила всех, будто это и есть правильные арийцы, а не теоретическая проекция антропологов и евгеников. Сам Гитлер тоже, видимо, представлял себя двухметровым блондином с голубыми глазами. Поэтому смог убедить в этом немецкое общество. Столь же далек от арийского идеала был и брюнет Геббельс при росте в 165 сантиметров. Собственно, будучи темноволосыми и невысокими, вожди Третьего рейха больше походили на реальных исторических арийцев — иранцев, осетин, курдов и таджиков.

Первое, что не бросается в глаза, это то, что в общественном коллективном сознании среднерусской равнины все кавказцы — «черные». Черный вообще очень характерный цвет. Он синонимичен ночи, мраку, тьме, глубине. В темноте высокая травмоопасность и дезориентация. Это цветовой архетип. Если человек боится в чем-то разобраться, он маркирует это черным. В первую очередь, представителей иных культур.

«Черные люди» — очень частый негативный стереотип в этнополитике и этноконфликтологии. «Черными» постоянно называют иммигрантов: греки-киприоты (сами, в общем-то, смуглые) называют «черными» славянских иммигрантов, «черными» являются русские для немцев, сами немцы выглядели «черными» в глазах русского населения в эпоху Империи.

Когда я был в Чечне, больше всего меня озадачило, что как раз черных (темные волосы, карие глаза, смуглая кожа) в Чечне не столь уж и много. Уверенная половина, если не большинство, чеченцев рыжие, начиная с самого Рамзана Ахмедовича и его отца. Более показательная ситуация в Абхазии. Все мои знакомые абхазцы рыжие или имеют каштановые волосы. И нет ни одного «черного». Такая же ситуация с доброй половиной кавказских народов. Поэтому, когда мы слышим про «черных» — сообщающий скорее всего находится во власти предрассудка.

Отдельно стоит упомянуть цвет кожи. У подавляющего большинства кавказцев цвет кожи белый (с поправкой на загар). Кавказцы, проживающие в северных районах России, цветом кожи нисколько не отличаются от средних русских. Но последние все равно считают их «черными» в силу предрассудка.

Интересен пример жителей стран Магриба. Несмотря на то, что северная Африка поделена между странами, которые считаются арабскими, само арабское завоевание заключалось в культурной экспансии. Существует точка зрения, согласно которой арабов на севере континента всего около 4-8%, остальное население представляет собой автохтонов, подвергшихся арабской культурной экспансии и сменивших идентичность. Называются и другие процентные соотношения, но в целом исследователи сходятся во мнение, что число «чистокровных» арабов там невелико, а процент арабизированных автохтонов огромен.

Автохтоны северной Африки — берберы. Считается, что в расовом отношении берберы это южноевропейцы, подвергшиеся стороннему культурному воздействию. Если приглядеться, магрибцы не являются «черными», а цвет кожи в большинстве случаев у ливийца или марокканца вполне на «греческом» или «итальянском» уровне. То есть это уже белая раса, просто облепленная расовыми и этническими предрассудками. А мэр Роттердама, типичный бербер Ахмед Абуталеб, и покойный Муаммар Каддафи так и вообще европейцы чистой воды.

Вообще что касается кожи, существуют очень живучие расовые стереотипы, замешанные на предубеждении. Как известно, основные расы называются по цвету кожи — белая, желтая, красная, черная. Если насчет черной расы особо спорить не приходится, то красная и желтая раса получили свои названия совершенно не заслуженно.

«Красная раса», индейцы, имеет такой же цвет кожи, что и европейцы. Предрассудок, превратившийся в стереотип, восходит к боевым раскраскам. Индейцы раскрашивали свои тела для боевых действий различными природными красками, среди которых самой легко добываемой, яркой и внушительной являлась охра. Причем охру использовали не все индейцы, а только очень незначительная часть племен Северной Америки. Это не помешало укорениться предрассудку о том, что индейцы — раса краснокожих.

Что касается азиатов, то у абсолютного большинства представителей «желтой расы» ничего особо желтого в коже нет, она такая же белая, как и у европейцев (с поправками на субтропический и тропический загар). Например, северные китайцы — маньчжуры, уйгуры и жители большинства регионов между ними, обладают сероватой кожей и серыми глазами. Ничего «желтого» в этом фенотипе нет вообще. Но есть исключения.

В отношении прочих рас большинство расово озабоченных персонажей употребляет термин «цветные». Для тех, кто не обременен расовыми и этническими предрассудками, это выглядит очень смешно. Дело в том, что если какую-то расу и можно назвать «цветной», то это, безусловно, белая раса. У «белой расы» как таковой белого не очень много, зато признаки смешения настолько очевидны и ярко выражены, что пора задуматься о переименовании ее в «цветную».

Для представителей «белой» расы характерны волосы разных цветов: светло-русые, темно-русые, рыжие, каштановые, коричневые, черные. Они также бывают прямыми, вьющимися, кудрявыми, волнистыми. Глаза у «белых» бывают голубыми, серыми, зелеными, карими, красными, беловатыми. Цвет кожи у них также варьируется от совсем белого (практически не загорающего «кельтского» типа) до смуглого южноевропейского («греческого»), с самыми многочисленными вариациями в этом диапазоне.

Достаточно чисто математически пересчитать все возможные вариации, чтобы понять, ни какой другой расе не свойственно такое огромное «цветное» разнообразие. Поэтому фраза азиата или негра «вы, европейцы, для меня все на одно лицо» годна только для фильмов и то в качестве шутки.

Напротив, вариаций внешности у азиатов в глазах европейца не так уж и много. Прежде всего, европеец обращает внимание на форму лица, вид прически и одежду. В то же время нюансы в цвете волос, глаз, а также их разрезе для западного человека без тренировки не различимы.

Отчасти то, что азиаты считают белую расу расой «цветных» видно в таком направлении аудиовизуального творчества как аниме. Аниме зародилось после американской оккупации Японии, и должно было оевропеизировать Японию, а также познакомить европейцев с японской культурой. Поскольку герои аниме имеют не только внутренний, но и внешний спрос (прежде всего это рынки США и Европы), их внешность также изображается настолько европейской, насколько это позволяет азиатское восприятие и понимание европейского фенотипа. То есть у героев, прежде всего, огромные глаза самых немыслимых цветов, равно как и прическа, которая может быть и бирюзовой, и зеленой, и фиолетовой.

Фенотипические предрассудки могут касаться целых народов только по факту территориальной близости. Например, есть устойчивый предрассудок, будто иранцы — это те же арабы, смуглые, темнокожие и кареглазые. Хотя по факту фенотипически это едва ли не европейский народ. Блондинов там, правда, не сыщешь, а процент кареглазых огромен, но зато там полно темно-русых, рыжих и белокожих. Это типичный персидский фенотип, если в роду не было тюрков, пуштунов или арабов. Убедиться в этом просто, если зайти на сайт социальной сети Ирана iranianpersonals. com или какой-то его аналог.

Однако не только расисты и так называемые националисты спекулируют и поощряют предрассудки, но и те, кто борется с различными формами расовой и этнической дискриминации. Те же антифашисты, которые, казалось бы, должны развенчивать предрассудки, сами подчеркивают их, распространяя брошюры, логотипы и стилизованные изображения, где представители различных рас выкрашены в известные цвета.

Очевидно, что предрассудки, зародившиеся в эпоху информационной ограниченности и низкой социальной мобильности, продолжают жить своей жизнью несмотря на явное расхождение с реальностью. Что уж говорить о мифических качествах, якобы присущих этносам или религиозным традициям? Эта пыль оседает на межличностных и межгрупповых отношениях, и отсутствие внятной и последовательной политики в этом плане приводит исключительно к самовоспроизводству предрассудков.

Текст: Виталий Трофимов-Трофимов