Приживётся ли демократия в России?

04.11.2012
7 099
AA
Приживётся ли демократия в России? | «Россия для всех»

Трудна эпоха, по которой мы проходим, но я,
как и прежде, гляжу с сочувствием,
но без отчаянья!

А. И. Герцен


Отдавать должное демократии уже стало хорошим тоном цивилизованного общества. Практически любая власть за небольшими и возмутительными исключениями называет свой режим демократическим, однако в сочетании с извиняющими прилагательными — «управляемая», «]]>суверенная]]>» и т. д. Начиная пролетарской демократией в Советском Союзе и заканчивая демократической Камбоджей при Красных Кхмерах. Так вот, здесь речь пойдёт о демократии в классическом понимании. О демократии без приставок — либеральной и консолидированной, сочетающей высокую конкурентность и участие. Учитывая же главную особенность нашей страны — федерализм, демократия, в нашем случае, это ещё конкуренция институтов и регионов.

Вопрос: «Приживётся ли демократия в России», как мне представляется, пугающе неоднозначен и открыт в бесконечность. Если демократия так никогда не приживётся и не зацветёт на российской почве, то любые усилия по демократизации автоматически бессмысленны: нам остаётся далее строить «вертикаль», решать проблемы модернизации в условиях авторитарного режима и монополии на власть. В общем, радоваться тому, что есть. Однако, даже сказав демократии «да», мы рискуем в очередной раз потерпеть крах в этом эксперименте.

Мой тезис состоит в том, что российская демократия приживается к чрезвычайно непростому ландшафту с точки зрения демократии, НО! Шанс на демократию ещё не утрачен. Итак, с одной стороны, стартовые условия консолидации демократии у России крайне неблагоприятны. Назову ключевые из них.

Во-первых, это слабый ]]>средний класс]]> — который пока (!) чётко не артикулирует свои интересы и требования к власти. Нет явно выраженного субъекта, способного защищать либерально-демократические права и свободы. Во-вторых, ]]>низкий уровень]]> общественного доверия препятствует становлению активного гражданского общества. Того общества, которому в условиях функционирующей демократии, должна быть подотчётна власть.

В-третьих, неэффективность государственных институтов и как результат — отсутствие политической силы, способной принимать и реализовывать решения. В том числе решения — необходимые для выживания демократии в России. В-четвёртых, у нас ]]>нет независимого суда]]>, а также прозрачной и работающей правоохранительной системы — соответственно, нет арбитра, контролирующего соблюдение правил игры, как, собственно, и самих правил игры.

В-пятых, давление на СМИ, инструмент трансляции политических идей и формирования общественного мнения. Без свободных СМИ не может быть ни честных выборов (минимальный показатель демократичности), ни свободы слова. Это фундаментально. В-шестых, исторический опыт нашей страны трудно брать за исток демократии. По существу, до 1991 г. политики как конкурентной борьбы за власть не существовало, а вместе с ней — политической культуры торга и компромисса.

В-седьмых, имеет значение региональный аспект, территориальное измерение потенциальной демократии. Сегодня у Москвы нет конкурентов, а у России — точек роста. Мы имеем однонаправленные миграционные и финансовые потоки, усиливающие централизацию и монополию.

В-восьмых (по очерёдности, но далеко не в-последних по значению) пресловутый внешний фактор сегодня работает против демократии. Ресурсная рента перекрывает пути для инновационной экономики: пока денег достаточно, для того чтобы «заткнуть рот» бюджетникам и не обанкротиться, у элиты нет стимулов для модернизации. Демократия рождается и приживается исключительно в вынужденных условиях — люди придумывают новые институты и правила игры только тогда, когда старые не работают.

Тем не менее, данные негативные характеристики могут быть компенсированы огромными усилиями и волей к переменам. Проблема нашей политики заключается в том, что «суверенная демократия» оказалась не только неспособной отвечать вызовам современного развития и адаптировать перемены, но и решить свою базовую задачу — предоставлять населению качественные услуги и обеспечивать порядок. То, для чего граждане создают такой замечательный институт, как государство.

Россия близка к провалившемуся государству (failed state), даже не пытающемуся интеллектуально защищаться. Мы не можем позволить себе роскошь выбирать между демократией и недемократией — за нас уже выбрали второй вариант и он определённо не состоялся. Массовое протестное движение — лишь внешний индикатор того, что такой сложной и разнообразной стране невозможно диктовать правила игры из центра. Никакой «единой России», синхронно «поднимающейся с колен», у нас нет и не предвидится.

Тот факт, что либеральная демократия не является продуктом отечественного производства и в плане демократии успехи нашей страны более чем скромные, не означает, что перспективы демократии у нас нет. Это лишь говорит о том, что реальная политическая практика должна целенаправленно инициировать экспорт либеральных политических институтов. В этом смысле стоит заметить, что в первую очередь упор должен делаться именно на либерализацию и конституционализм, а во вторую — на демократизацию, а не наоборот. В противном случае у власти не будет рычагов для проведения в жизнь непопулярных в краткосрочной перспективе, но критически важных решений.

Далее, демократия — это всегда живой опыт политического участия и большой труд. Либеральная демократия в России не приживётся до тех пор, пока не станет личным делом граждан. Для этого должны быть увеличены возможности политического участия: больше избирать и избираться. Ничто так не подходит для решения этой задачи, как реализация подлинного федерализма и развитие местного самоуправления.

Велик соблазн разочароваться и свернуть с тропы демократии. Однако лично я смотрю на демократическую перспективу России с сочувствием и пристрастным сомнением, но, что точно, без отчаяния.

Текст: Вера Белецкая