Принуждение к вере: хроника 2012 года. Часть I

Принуждение к вере: хроника 2012 года. Часть I | «Россия для всех»
15.01.2013

Повернуть историю вспять?

За годы постсоветских преобразований в России, иногда почему-то называемых «демократическим транзитом», отношения государства с религиозными объединениями заняли видное место в политической повестке дня.

Повестка хорошо известна и связана с задачей обустройства «вертикали власти», вообще, и «вероисповедного» сегмента в частности. Так как свободное мировоззрение электората всегда было препятствием на пути тотального укрепления государственности, то самым естественным образом находилось под отеческой опекой власть предержащих.

Времена меняются, но природа власти, похоже, нет. Сегодня права и свободы человека, которые по Конституции России являются высшей ценностью, выступает неким недоразумением, которое нужно преодолеть, чтобы власть удержать.

В указанном контексте конституционные принципы светскости государства являются предметом особой «заботы» государственно-мыслящих чиновников. Поэтому государственная политика в сфере свободы совести, по идее призванная сделать реальностью декларируемые права и свободы, подменяется религиозной политикой.

Обычно оправданием подмены служит необходимость возрождения в народе духовности, нравственности, исторических традиций. При этом игнорируется безнравственность власти, в значительной мере обусловленная нарушением приоритета правовых принципов.

Именно правовые принципы, а не исторические и иные должны быть определяющими в правовом демократическом государстве. Современное состояние правовой системы уже является продуктом исторического развития, и любые попытки его корректировки в соответствии с «традициями», являются попыткой повернуть историю вспять.

Напомним, что конституционный принцип светскости государства (ст. 14) является важнейшей гарантией реализации свободы совести (ст. 28). Это значит, что нарушения светскости государства неизбежно ведут к проблемам реализации свободы совести.

Следует отметить, что даже теоретически религиозная политика не может обеспечить свободу совести каждому (т. е. не только «верующим», но и остальным). Но практика превосходит все ожидания, — упомянутая политика проводится для использования авторитета религиозных организаций в политических целях, что объясняет и не правовой контроль мировоззренческой сферы, и клерикальную идеологизацию государственных органов.

На практике дело пришло к тому, что РПЦ МП фактически выполняет роль, аналогичную роли идеологического отдела ЦК КПСС, но при этом многие конфессии не прочь занять ее место. Есть основания говорить о завершении формирования клерикальной идеологии — не терпящей никакой конкуренции и враждебной правам человека и демократии.


Религиозный авторитет как ресурс власти

Осуществляется религиозная политика посредством самодовлеющих по отношению к правам человека отношений государства с религиозными объединениями, пораженных коррупцией. Поэтому основные характеристики религиозной политики совпадают с характеристиками системной коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями... Она латентна (не очевидна), мимикрирует (маскируется благовидными предлогами), тяготеет к наукообразному обоснованию и законодательному закреплению.

В указанном выше контексте, в Российской Федерации были выявлены системные нарушения принципа светскости государства, осуществляемые с целью удержания власти и реализуемой посредством коррумпированных отношений государства с религиозными объединениями.

Системообразующим фактором коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями является государственная политическая элитно-властная (верхушечная) коррупция, связанная с принятием решений имеющих самую высокую цену — удержание власти, и относящаяся как к отношениям государства с религиозными объединениями, так и к избирательному процессу [1].

Анализ государственно-конфессиональной составляющей федерального избирательного цикла 2011-2012 гг. выявил многочисленные факты неправомерного использования авторитета религиозных объединений с целью сохранения нынешнего режима.

Наряду с Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» запрещает использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (пп. 13 п. 1 ст. 17 ФЗ) и создавать в государственных органах структуры... религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур (пп. 14 п. 1 ст. 17 ФЗ).

Исследования выявили грубейшие системные нарушения упомянутых принципов, которые и проявляются в виде клерикальной идеологизации институтов государства. Клерикальная идеологизация в России охватила органы государственной власти, силовые структуры государства, государственную систему образования и СМИ.


Православный, значит лучший

В мае 2012 года был опубликован весьма любопытный документ администрации президента РФ о манипуляции членами Общественной палаты. 18 мая 2012 года «Новая газета» обнародовала документ Управления администрации президента РФ по внутренней политике (УВП), содержащий характеристики на членов Общественной палаты созыва 2012 года и рекомендации по управлению теми или иными персонами. Как сообщает корреспондент «Портала-Credo.ru», в документе содержатся весьма откровенные и показательные характеристики на тех членов Общественной палаты, которые связаны с РПЦ МП.

По словам «Новой газеты», «это многостраничный документ табличного вида с весьма симптоматичным сопроводительным текстом, из которого следует, что Общественная палата — жестко манипулируемая властью структура, никакого отношения к гражданскому обществу не имеющая». УВП признает, что связь с Кремлем, а тем более с его скандальными «молодежными движениями», компрометирует тех или иных членов палаты, и предлагает меры по улучшению имиджа таких членов.

Православный журналист РПЦ МП Дмитрий Соколов-Митрич занимается, согласно документу, «православной публицистикой», что обусловливает его «принципиальную конструктивную позицию». Такого кадра «рекомендуется активнее вовлекать в мероприятия ОПРФ», отмечает УВП. Констатируя чрезмерную занятость председателя Синодального информационного отдела РПЦ МП Владимира Легойды, УВП рекомендует вывести его из состава Общественной палаты, чтобы член, занявший его место, мог «на постоянной основе заниматься вопросами светской жизни церкви».

На смену несправившемуся Легойде предлагаются два юноши — 25- и 23-летнего возраста. В отличие от Легойды, УВП дает исключительно высокую оценку деятельности митрополита Хабаровского и Приамурского РПЦ МП Игнатия, который «адекватен», «лоялен», но самое главное — «рекомендован В. Чаплиным» и «может давать взвешенные комментарии». Главным положительным качеством другого члена палаты, митрополита Уфимского и Стерлитамакского РПЦ МП Никона, авторы документа считают его призывы к введению уголовной ответственности за «осквернение религиозных святынь». УВП считает нужным «оказать медиаподдержку» митрополиту Никону [2].


Светское государство на службе религии?

Наряду с заявлениями о поддержке неких «традиционных» религиозных организаций, в конце октября 2012 года глава светского государства высказался о необходимости контроля за деятельностью «тоталитарных сект». В частности на встрече с губернатором Самарской области В. В. Путин отметил, что часто во время поездок в регионы ему приходится слышать о проблемах, связанных с деятельностью «тоталитарных сект». «Как грибы растут и всякие избушки, где проводятся всякие обряды, где непонятно, что происходит, либо людей под землю загоняют. Это проблема, я с вами согласен», — сказал В. Путин. Он отметил, что разделяет озабоченность по этому поводу. «Обязательно поработаем», — добавил глава государства [3].

Следует отметить, что неправовое понятие «секта» является ксенофобским ярлыком, фактически выполняющим функции лингвистического конструирования социального неравенства.

Серьезное внимание руководством страны уделяется исламским религиозным объединениям. Например, в конце октября 2012 года президент России В. В. Путин поздравил российских мусульман с началом празднования Курбан-байрама. «На протяжении столетий этот праздник проникнут самыми добрыми и светлыми чувствами, служит сближению людей, утверждению в обществе идеалов добра, милосердия и взаимного уважения, раскрывает глубину непреходящих духовных ценностей ислама», — говорится в послании президента. Он подчеркнул, что мусульманская община России вносит «значимый вклад в развитие межконфессионального и межнационального диалога, в единение народов страны. Активно участвует в делах благотворительности, возрождения семейных ценностей, противодействия экстремизму и нетерпимости».

В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев, которого цитирует пресс-служба правительства, отметил в поздравительной телеграмме, что «Курбан-байрам широко отмечается в России в многочисленных мечетях, молельных домах и семьях, «и это укрепляет традиции ислама, обогащает культуру народов нашей страны, служит развитию межконфессионального диалога и межнационального согласия». «Государство и впредь будет оказывать необходимое содействие духовным управлениям мусульман, мусульманским общинам в организации хаджа и проведении праздничных торжеств», — подчеркнул он [4].

Полагаю, что указанные факты требуют изучения и правовой оценки. В указанном контексте неконституционная позиция федеральных министерств и ведомств представляется закономерной и, как правило, соответствует антиконституционному вектору, заданному «сверху».

Например, в мае 2012 года РПЦ МП и министерство культуры РФ заключили соглашение о сотрудничестве, которое, в частности, предполагает обучение сохранению и грамотному использованию объектов культурного наследия и совместное празднование «Дней славянской письменности» и 700-летие преподобного Сергия Радонежского, сообщает РИА «Новости». Церемония подписания соглашения состоялась 3 мая в храме Христа Спасителя в Москве, в ней приняли участие Патриарх Кирилл (Гундяев) и министр культуры РФ Александр Авдеев (в настоящее время уже бывший). «Я думаю, что соглашение, которое мы подписываем, с одной стороны, формализует то, что реально уже делается нами — Русской православной церковью совместно с министерством культуры, а с другой — открывает новые возможности для осуществления вышеперечисленных и других проектов», — сказал Патриарх Кирилл на церемонии подписания.

Соглашение о сотрудничестве предполагает совместное проведение торжественных мероприятий, в числе которых — празднование «Дней славянской письменности» и 700-летие преподобного Сергия Радонежского, профессиональную подготовку специалистов музейного и библиотечного дела для религиозных организаций, оказание консультационной и методической помощи по хранению, реставрации и использованию объектов культурного наследия, в том числе и переданных Московской патриархии [5].

6 апреля 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось подписание Соглашения между Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [6].

22 мая 2012 года наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва совершил чин великого освящения Никольского храма при Главном управлении МВД РФ по Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; протоиерей Александр Шестак, заведующий сектором МВД Синодального отдела; протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела, настоятель домового храма Академии управления МВД РФ в Москве. На богослужении присутствовали начальник ГУ МВД России по Московской области, генерал-полковник полиции Н. В. Головкин и сотрудники управления. По окончании Литургии епископ Савва обратился к собравшимся с архипастырским словом. С инициативой создания домового храма при ГУ МВД России по Московской области выступило руководство управления. Храм создан в стенах управления и занимает помещение на шестом этаже. Обустройство храма заняло около четырех месяцев. Как предполагается, богослужения в домовом храме будут совершаться еженедельно [7].

[1] Более подробно на эту тему: Бурьянов С. А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 года М. 2005.
[2] Опубликован документ администрации президента РФ о манипуляции членами Общественной палаты: Соколов-Митрич «конструктивен», Легойда не справляется, а митрополит Игнатий «рекомендован В. Чаплиным» // Портал-Credo.ru. 18 мая 2012.
[3] Контроль за тоталитарными сектами должен быть усилен — Путин // Интерфакс. 25 октября 2012.
[4] Путин, поздравляя мусульман с Курбан-байрамом, отмечает их вклад в противодействие экстремизму // Интерфакс. 25 октября 2012.
[5] Глава РПЦ МП и министр культуры РФ в храме Христа Спасителя подписали соглашение о сотрудничестве // Портал-Credo.ru. 3 мая 2012.
[6] Соглашение между Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка о взаимодействии в области защиты прав и интересов несовершеннолетних // Патриархия.ru. 6 апреля 2012.
[7] При Главном управлении МВД России по Московской области освящен храм в честь святителя Николая Чудотворца // Патриархия.ru. 22 мая 2012.


Текст: Сергей Бурьянов

Порядок принесения присяги гражданина страны | «Россия для всех»С 15 ноября 2017 года вступил в действие Указ Президента РФ от 14.11. 2017 №549, которым утвержден текст присяги гражданина России.