Пассионарии или Несчастные люди

18.03.2013
8 301
AA
Пассионарии или Несчастные люди | «Россия для всех»

Недавно в Белом зале Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга состоялось обсуждение теории пассионарности Льва Гумилева в контексте современных условий развития общества. Это первая попытка исполнительной власти подступиться к пассионарности, попытаться выработать к ней подход и найти решение, позволяющее сделать нашу страну, город, район удобными для пассионарной личности.

На свою (всю) голову

В массовом сознании считается, что «пассионарий» — это что-то вроде общественной награды, этакий простенький аналог титула «настоящий казак» или «настоящий православный» для губернатора. Награждающие этим эпитетом подчеркивают одобрение чужих действий. По этой причине «пассионарий» и «пассионарность» рассматриваются исключительно в положительном свете, как полезная приобретенная функция организма.

В учении Льва Гумилева пассионарность рассматривается совсем по-другому. Это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни и окружающей обстановки. Ради реализации своих целей пассионарий не считается ни с жертвами, ни с собственной жизнью, счастьем, не смотрит на возможные последствия. Им управляет специфическая биохимическая реакция, порождающая сверхусилие, которое может быть направлено в самых различных направлениях.

Это сверхусилие может направляться как в положительное, так и в отрицательное русло. «Настоящий пассионарий» это не только солдат, который мотивирует своих сослуживцев идти в атаку, но и террорист, который взрывает себя на многолюдной площади ради наступления эры Халифата. И хотя в дискуссиях фанатиков стараются не называть пассионариями, фактически они обладают всеми их признаками и часто являются именно таковыми.

Поэтому очень часто забывается, что пассионарий — это несчастный человек, одержимый деятельностью, патологический перфекционист, для которого никакое состояние реальности не является идеальным. Это человек, катастрофически не способный смириться с несовершенством общества, которое, кстати, редко признает заслуги самого пассионария и уж тем более не дает высокорисковой возможности эту деятельность осуществить. Игра на бирже, дежурства в армейской казарме, сбыт новогодних украшений — это все непассионарный род занятий. Фактически в настоящее время нет никаких направлений, где пассионарий мог бы прикладывать свои силы и считать это уважаемым родом занятия. Также нет и психологов, которые научат пассионария правильно оценивать свои стремления и возможности. Ему приходится искать себе деятельность, связанную с борьбой с «мировым правительством», «жидомасонами», кавказцами, лично Путиным, «финансовой закулисой», иммигрантами. От пассионария ждут, что он свернет горы, хотя перед самим пассионарием открываются только широкие возможности свернуть себе шею.

Кроме того, пассионарии это имморалисты, носители совершенно иной, часто опасной и непонятной для большинства этики. Нередко это «кодексы чести» собственного производства, а иногда даже преступные с точки зрения действующего непассионарного законодательства правила-понятия. Под натиском пассионарных волн разрушались не только ценностные системы, но и целые государства, которые пассионарии не хотели и не могли подстроить под свои нужды. В рамках главенствующей консервативной идеологии пассионарность — опасная черта. Опасная, прежде всего, тем, что неясно, что с ней делать и как с ней работать.

Теория пассионарности и новые открытия

В современной России, в инерционной фазе этногенеза по Гумилеву, к изучению пассионарности научное сообщество даже не подступалось. Во-первых, из-за неприятия работ Л. Н. Гумилева, в том или ином виде сохраняющегося до сих пор, во-вторых, из-за финансирования иных направлений, часто глубоко вторичных, но которые правительство определяет как приоритетные: проблемы толерантности, инкорпорация иммигрантов или этническое квотирование при поступлении в вузы.

Вместе с тем, пассионарная теория находит самые неожиданные проявления в разных областях научного значения, что ставит ее в один ряд с универсальной теорией равновесных систем нобелевского лауреата Джона Нэша.

Космическая теория пассионарности может быть напрямую скоррелирована с исследованиями Д. Эдди, который проанализировал связь социальных процессов и многолетние вариации солнечной активности, а также со вспышками сверхновых. Это область астрофизики и астробиологии. Советский и российский биолог-этолог В. Р. Дольник описывал опыты по пробуждению пассионарности в стаях саранчи, после чего рой срывался с места и приходил в движение, не опасаясь лететь неизвестно куда и массово умирать неизвестно где.

Недавно российскими учеными был обнаружен «ген риска» или «ген воинственности» — monoamine oxidase-A — который находится в Y-хромосоме и во многом отвечает за те признаки, которые мы связываем с пассионарностью. К изучению же пассионарности в области экономики, психологии, сексологии, социологии, одорологии, физиологии, урбанистике, синергетике, демографии, юриспруденции никто толком и не приступал, хотя в настоящий момент есть скромные одиночные публикации в этих областях.

Возможно ли координирование пассионарности?

Поскольку нет достаточного научного обоснования проблем пассионарности, исполнительная власть не рискует браться за координирование пассионарной социальной стратой, хотя целевое координирование в этой области необходимо. Часто пассионарии своими действиями или в результате общественного отчуждения оказываются в сложной жизненной ситуации, их активностью и деятельностью пользуются те, кто лучше правительства знает, как именно ими распорядиться.

В настоящее время есть структуры и проекты по работе с одаренной молодежью, с проблемной молодежью, с инвалидами, с умственно неполноценными, с детьми из неполных семей, с иммигрантами второго поколения, с подростками, освободившимися из мест лишения свободы. И в то же время нет даже элементарного теста на выявление пассионарности личности и ее типа! А ведь пассионарность нельзя свести ни к одаренности, ни к умственной неполноценности, это свойство личности и организма совсем иной природы, нежели таланты или недостатки.

Невозможно надеть на пассионария политкорректный ошейник «эффективного менеджера» и направить работать в «Газпром» — он вскоре его покинет, так как считает, что заслуживает большего, чем перекладывать бухгалтерские бумажки. Сама природа пассионария — природа двигателя истории. Она не очень сочетается с обладанием социально одобряемых благ и соблюдением корпоративных правил. Пассионария интересует процесс, а не результат. Результаты и борьба за них — это удел тех самых эффективных менеджеров. А в настоящее время именно такой путь и предлагается для пассионариев, которых политики и органы власти деликатно называют «активной молодежью».

Люди в целом очень по-разному восприимчивы к космическим излучениям. В разные исторические периоды в разных количествах люди проявляли пассионарность, а сама пассионарность, как свойство организма, может спадать и накапливаться. Во времена спада пассионарной активности количество проявляющихся пассионариев в целом очень невелико. И здесь необходим не молот, а скальпель. Не писать очередную концепцию государственной политики в области пассионарности, а создать научную базу, выработать новые педагогические методики по работе с пассионариями в целях их специфической интеграции в общество и раскрытия их прорывного потенциала для развития нашей страны.

Российские лидеры неоднократно заявляли, что цель их политики — сохранение человеческого капитала. И в это же время простая социоинженерная задача по выявлению и оценке пассионариев не только не решена, но и даже не поставлена.

Текст: Виталий Трофимов-Трофимов