«Святая Русь», «мусульманская республика» или... Федерация?

23.04.2013
3 928
AA
«Святая Русь», «мусульманская республика» или... Федерация? | «Россия для всех»

В какой стране мы живём и, кем себя считаем? Казалось бы, вопрос лишён смысла. Однако, если приглядеться, обнаружится, что хотя юридически у всех одно гражданство, живут наши сограждане в абсолютно разных странах.

Вот Олег Кириченко, доктор исторических наук, живёт в Святой Руси. «Вся Россия может называться Святой Русью, — рассуждает он с высоты научного знания. — Потому что вся земля России освящена кровью мучеников за веру, Церковь, за историческую Россию!» Вероятно, О. Кириченко никогда не задумывался о вопросах, которые не могут не задать ему большинство соотечественников: «Кого считать мучениками за веру: красных, которые верили в правду трудящихся, или белых, которые верили в правду аристократов?», «Входит ли в понятие «церкви» буддийская сангха и мусульманская умма?», «Являются ли власовцы борцами за «историческую Россию», или ими являются только красноармейцы?» и т. д. и т. п. «Святая Русь, — без тени смущения проповедует доктор исторических наук, — она и сейчас реальна, но рядом существует некое информационное пространство, которое не даёт возможности её видеть». Частью этого информационного шума, видимо, является Конституция Российской Федерации, ибо там о столь значимой для всех граждан РФ Святой Руси ничего не сказано...

Есть и другие мнения, в какой стране мы живём. Тоже вполне сакральные. Так, правительство Татарстана обитает не где-нибудь, а в исламской республике. Прямо, что твой Иран. Участвуя во II Ежегодном инвестиционном форуме (Annual Investment Meeting 2012) в Дубаи, президент Татарстана Рустам Минниханов порадовал собравшихся тем, что: «...наша республика мусульманская, и этот фактор мы тоже должны использовать», а ещё раньше «мусульманской столицей России» объявлял Казань бывший постпред России в Организации исламская конференция Камиль Исхаков [1].

Прервём экскурсию по виртуальным «русям» и свежеиспечённым «мусульманским республикам». Зададимся вопросом: откуда берётся всё это?

Лицемерие поздней советской идеологии плавно перешло в постсоветский правовой нигилизм. За последнее десятилетие сформировалась целая когорта политиков, чиновников и публичных спикеров, которые, закрепившись во власти, строят в Российской Федерации свою параллельную реальность. Конституционная законность им без надобности: конституцией привередливую семью (которая является у нас «базисной ценностью») не прокормишь.

Поэтому Основный закон коррупционеры пытаются подвести под свои понятия об «исторической миссии», «традиционных ценностях» или «социальной справедливости». А остепенённые эксперты им самоотверженно помогают. Это куда более «продуктивные» понятия, чем права человека или федерализм. Смысл подобной виртуальщины вполне осязаем: господство в сфере государственной политики туманных идей, которые меняются по ходу достижения личных, корпоративных или же семейно-клановых целей.

Игнорирование статуса Федерации в России хорошо просматривается со стороны. В прошлом году издательство НЛО выпустило книгу Джеффри Хоскинга «Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе», где прямо говорится: «Сегодня идентичность России все еще не устоялась... Из всех форм, которые может принять Россия, как представляется, скорее всего, возобладает модифицированная имперская идентичность. [...] Большинство русских признают, что Советский Союз уже не вернется, но верят, тем не менее, что Россия играет наднациональную роль на постсоветском пространстве. [...] можно с вероятностью ожидать, что на определенное время Россия останется остаточной империей, а не национальным государством».

По частоте (близкой к нулю), с которой проф. Хоскинг употребляет термин «федерация» можно судить о том, что он (как и большинство персонажей его книги) воспринимает существующий в России строй лишь как модификацию империи. Таким образом, наднациональное государство, к которому тяготеет большинство граждан, рисуется лишь в шовинистической перспективе. И это объяснимо: Дж. Хоскинг отмечает те настроения, которые циркулируют в обществе, те сигналы, которые посылает действующая власть.

Зачем напоминать о светскости нашего государства, если под хоровое пение о Святой Руси так удобно пилить бюджет в две руки: со стороны чиновничества и и со стороны духовенства? Для регионов с преобладающим мусульманским населением можно поставить другую, но очень похожую пластинку...

Если взглянуть на споры, которые ведутся в медиа, о том, «как спасти Россию», то мы увидим, что речь идёт лишь о разных моделях прошлого. Одни с маниакальным упорством ведут отсчёт нашему государству со времён Владимира Мономаха, другие — Золотой Орды или Ивана Грозного, третьи — с Александра III, с Иосифа Сталина — четвёртые. И очень мало, кто рассматривает Российскую Федерацию в перспективе действующего законодательства: как демократическое федеративное правовое государство, сувереном которого является многонациональный народ. Образованное в 1991 году.

Нам предлагают ощутить себя святорусскими богатырями, ханскими батырами, опричными молитвенниками, бравыми жандармами или краснозвёздными комми в кожанках... А теперь представьте, что современный итальянец возомнил себя римлянином. Впрочем, и представлять не нужно.

Достаточно вспомнить Муссолини и замотанные в тряпье остатки итальянских корпусов, конвоируемые бойцами Красной Армии после операции «Малый Сатурн» в 1943-м... Архаичные бредни заканчиваются катастрофами. Для построения будущего нужно не бесконечно озираться назад, а ловить пульс сегодняшнего дня.

Как мы уже отмечали, государства, образованные на территориях, где возникли великие культуры человечества, молоды и не испытывают по этому поводу никаких комплексов. Если мы взглянем на периоды подъёмов, государств-предшественников современной Федерации, то увидим, что они совпадают с наиболее масштабными, мировыми проектами. Это построение единой христианской Европы при Екатерине II и Александре I, борьба за равноправие и научно-техническая революция в Советском Союзе.

Сегодня российское правительство предпринимает важные шаги, занимаясь общеевразийской экономической и интеграцией: ЕврАзЭс, ШОС, Таможенный Союз, ОДКБ. Однако для того, чтобы работа этих структур была действительно эффективной, необходимо чёткое осознание Российской Федерацией своего государственного статуса. И на уровне правительства, и на уровне общественности. Если не избавиться от идеологических «тараканов», они никому не дадут житья.

Текст: Роман Багдасаров

[1] Благодарю Сергея Бурьянова за указание на источник.