Виктор Бондаренко: «Патриарх строит свою нацию»

16.09.2012
4 634
AA
Виктор Бондаренко: «Патриарх строит свою нацию» | «Россия для всех»

Виктор Бондаренко: «Московский патриарх занят параллельным нациестроительством»

Приветственное слово на конференции «Реформация: Судьба Русской Церкви в XXI веке», 16.09.2012.

Фонд содействия национальному согласию «Россия для всех» призван стать одним из инструментов, формирующих современную нацию граждан России и все его проекты связаны с этим. Он появился как результат работы над проектом (6-ю выставками в прошедшем году) «Россия для всех», где мы затронули тему многонационального народа Российской Федерации. И многие, наверное, об этом слышали. Мы исходили из первых строк Конституции «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». РФ создали многие народы, многие этносы и народ является верховным сувереном государства.

«Ни вера, ни национальность не должны разделять граждан России», ­— ]]>заявил 24 августа]]> в Саранске президент Владимир Путин. Очевидно, что он тоже понимает, что тенденции к разделению существуют.

Особенно печально, когда позывы к этому исходят от религиозной организации, претендующей на государствообразующую (!) роль и от её главы, претендующего на роль «]]>духовного лидера всей нации]]>». Я имею в виду Русскую православную церковь и конкретно патриарха Кирилла (Гундяева). Последние 15 лет я с удивлением наблюдаю, как руководство этой церкви занимается каким-то параллельным нациестроительством. Патриарх Кирилл постоянно вещает от имени некоего «нашего», «русского православного народа», не делая никаких различий между современным русским этносом и, тем более, современным многонациональным народом России.

В речи 3 мая сего года на Всемирном русском народном соборе (ВРНС), Кирилл заявил буквально следующее: «Единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России».

Но как могут духовные или нравственные традиции объединять общество, когда они разные у разных его частей? Кто-то христианин, кто-то неверующий, кто-то мусульманин, кто-то агностик. Для кого-то безнравственным является когда женщина надевает мини-юбку, а для кого-то, когда ей пытаются это запрещать. Если православие это «душа» России, то хотелось бы услышать, чем тогда являются ислам, атеизм, буддизм или равнодушие к вопросам веры.

Эта безответственная риторика далеко не безобидна, особенно, когда касается вторжения в сферы образования, армии, захвата общенационального культурного достояния под лейблом возвращения церкви ценностей (вы помните историю о 12 000 памятниках культуры). Позиция, занятая РПЦ в медийных дискуссиях не консолидирует общество, а лишь всё больше разделяет его.

Я никогда не слышал из уст нынешнего руководства РПЦ МП слов о том, что они безоговорочно разделяют общие для всех граждан нашей страны конституционные принципы. Напротив, патриарх Кирилл постоянно говорит о том, что понимает под правами человека нечто иное, чем прописано в Конституции РФ и международном законодательстве, международных соглашениях, подписанных и ратифицированных нашей страной. А как-то он прямо заявил, что считает либеральную идею «антихристианской, ибо она диаметрально противоположна христианской идее».

Видимо, он позабыл, что либеральная идея основана на поиске истины и идеале человеческой свободы, что прямо следует из слов Христа: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).

Агрессивная, если не сказать, мракобесная реакция спикеров РПЦ МП на гражданский протест и дело Pussy Riot, ставят вопрос о том, исповедует ли эта организация вообще заповеди Христа, или подменила их какой-то своей корпоративной моралью?

Всё это привело нас к мысли о необходимости ревизии общественного мнения в отношении РПЦ МП, получившей в начале 1990-х громадный кредит доверия со стороны общества и не оправдавшей его.

С другой стороны, мы понимаем, что руководство РПЦ далеко не представляет интересов большинства верующих. Без чётко прописанного членства в этой организации они существуют в качестве бесправных подданных. Руководство РПЦ постоянно жонглирует «мёртвыми душами», пресловутыми 80% населения России, записанными в число «православных».

Для того, чтобы церковь могла выступать как позитивная сила в жизни нашего общества, она должна быть реформирована изнутри и воплощать интересы хотя бы тех, кто реально являются её членами. Её внутренняя структура и внешняя деятельность должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством РФ и международными нормами права. Отступление от этих норм при попустительстве «православного лобби» в правительстве является фактором раскола внутри нашего общества.

Восстановление норм светскости нужно верующим, так же как неверующим. Ориентация не на альянс с коррупционным чиновничеством, а на религиозную жизнь в собственном смысле этого слова, приобретение духовного опыта. Евангелизация, дела милосердия возможны только в том случае, если власть в РПЦ будет принадлежать не группе церковных олигархов, а церковному народу в целом. Именно тогда церковь займёт органичное место внутри нашего общества, став духовной школой демократии и законности.

Мы надеемся, что собрав на этот первый в истории современной России форум, посвященный церковной реформе в РПЦ, сможем послужить этому благому начинанию. Гарантией тому — присутствие известных исследователей, специалистов в области церковного права и религиеведения, истории церкви, философии, экономики и психологии. Спасибо.

Текст: Виктор Бондаренко