Что нужно для возрождения РПЦ МП?

Что нужно для возрождения РПЦ МП? | «Россия для всех»

Мы считаем нужным опубликовать несколько программ реформ Русской православной церкви Московского патриархата, появившихся в последние годы. Эти тексты являются своеобразной «предысторией» научно-практической конференции «Реформация: Судьба Русской Церкви в XXI веке», состоявшейся 16 сентября 2012 года. Мы пока не выносим своего суждения об этих проектах. Публикуем ниже лаконичный текст православного ]]>патролога]]> Алексея Дунаева о необходимости реформ и донос игумена Виталия (Уткина), выдержанный в лучших традициях эпохи И. В. Сталина. — Редакция РДВ.

1) Восстановить схему церковного управления, принятую на Поместном Соборе 1917-1918 г. (Высшее Церковное Управление = Патриарх + Синод с численным меньшинством постоянных членов с правом решать вопросы лишь догматического характера + Высший Церковный Совет из белого духовенства и мирян с правом решать финансовые вопросы; высшая власть у регулярно собираемого Поместного Собора, причем члены его не назначаются епископом, а выбираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования). Эта схема обеспечивала противовес всесилию епископата и патриарха (ведь было много голосов и о ненужности патриарха, роль которого мог исполнять первенствующий член Синода, периодически переизбираемый) — Собор учитывал необходимость сдержек и демократического баланса сил — и была очень разумной и верной;
вернуть 2) выборность и 3) неперемещаемость клира из храмов и епископата с кафедр.

В качестве четвертой меры хорошо бы ввести фиксированность членов прихода и десятину с доходов. То есть молиться в храме может кто угодно, но участвовать в Таинствах могут лишь те, кто состоит в списках членов Прихода и платит десятину или кто имеет специальные отпускные грамоты от иных приходов (как в раннем христианстве).

Весь нынешний клир и епископат должен быть перевыбран с увольнением на покой тех, кто не получит поддержки со стороны прихожан и епархии. Устав РПЦ нужно полностью пересмотреть на предмет соответствия решениям Собора 1917-1918 годов. Все дела о сотрудничестве священства и епископата с КГБ следует немедленно рассекретить, как сделано в ряде бывших соцстран.

Необходимо также ввести организацию (-ии) по типу профсоюзов для защиты прав церковных работников. Только эти меры («бархатная революция») помогут остановить все усугубляющийся кризис как внутри РПЦ МП, так и между Церковью и обществом, особенно мыслящими представителями последнего. Однако нет никаких сомнений, что этого сделано не будет никогда — разве что с падением нынешнего госрежима. Поэтому надежды на оздоровление РПЦ МП почти нет.

Текст: Алексей Дунаев
Источник: ]]>danuvius]]>

 

Письмо протоиерею Владимиру Силовьеву

Сегодня мной отправлено письмо протоиерею Владимиру Силовьеву относительно церковно-общественной позиции А. Г. Дунаева следующего содержания.

Главному редактору
Издательства Московской Патриархии
протоиерею Владимиру Силовьеву

Ваше Высокопреподобие! Всечестной отец Владимир!

Обращаюсь к Вам в связи с публицистическими выступлениями сотрудника Издательства Московской Патриархии Алексея Георгиевича Дунаева. А. Г. Дунаев ]]>на своем сайте указывает]]>, что перешел на работу в Издательство Московской Патриархии в связи с, якобы, «отсутствием условий в России для полноценной гуманитарной деятельности» [1].

14 июля 2012 года А. Г. Дунаев в своем «Живом журнале» разместил заметку «Что нужно в первую очередь для возрождения РПЦ МП?». В ней он четко сформулировал программу некоей «бархатной революции» в Церкви. С точки зрения автора условием этой церковной революции должна быть только революция политическая — свержение ныне существующего строя.

[Далее цитируется вышеприведённые тезисы А. Г. Дунаева]

С моей точки зрения, эта программа полностью схожа с содержанием «епархиальных революций» весны-лета 1917 года. Тогда, при полной поддержке революционного Временного правительства и его органов на местах наиболее влиятельная часть белого духовенства вместе с преподавателями духовных школ, опираясь на весьма спорные церковно-исторические и канонические построения предшествующего полувека, разрушали епархиальную жизнь, изгоняли своих архипастырей. Среди пострадавших от них — священномученик Серафим (Чичагов). Именно «епархиальные революции» стали началом полномасштабного гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке [2].

19 сентября 2012 года А. Г. Дунаев в своем комментарии на сайте Богослов.ru ]]>полностью подтвердил]]> авторство и содержание своей указанной выше заметки. Он также раскрыл смысл и значение тех атак, которым на протяжении многих месяцев подвергается в сети Интернет проект «Положения о монастырях и монашествующих». Как известно, этот документ разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, включающей в себя настоятелей, наместников и настоятельниц наших лучших монастырей, и представлен редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом Кириллом.

]]>А. Г. Дунаев пишет]]>: «Сам по себе вопрос о выборности игумена имеет сравнительно небольшое значение — учитывая процент монашествующих в РПЦ от числа всех статистически «православных». Однако он имеет принципиальное значение по двум параметрам: 1) в случае признания права монахов выбирать себе настоятеля образуется брешь в «вертикали власти», столь старательно выстраиваемой нынче; 2) создастся прецедент учета мнения православной общественности в результате публичной дискуссии. По сути же игумен Виталий понял, что после выборности игумена автоматически возникнет вопрос о выборности настоятеля прихода и выборности епископа — а, тем самым, о правах «народа Божия» (лаиков) в самом широком смысле. Это выводит дискуссию о монашестве в принципиально иную плоскость — как правильно заметил архим. Тихон (Шевкунов), в вопрос о правах и власти епископа(та).

Комментарии большинства участников дискуссии стремятся нивелировать это «политическое» измерение вопроса, низводя его до частного вопроса. С моей точки зрения, это ошибочная тактика. Наоборот, следует как можно резче подчеркнуть значение этого вопроса и его итогового решения священноначалием РПЦ. Мы стоим перед принципиальным выбором: или нынешняя «вертикаль власти» окончательно закрепится, проигнорировав очевидное мнение верующих РПЦ, тем самым открыв врата для неореформации [3], или она «сдаст обороты», поняв ошибочность нынешней «генеральной линии» в условиях свободы информации благодаря Интернету».

Эти высказывания сотрудника Издательства Московской Патриархии приобретают особое значение в связи с «конференцией» «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке», проведенной 16 сентября 2012 года Станиславом Белковским и фондом «Россия для всех». «Конференция» сформулировала программу полного слома иерархического строя церковной жизни [4], сходную с позицией, которую занимает А. Г. Дунаев. Участники «конференции», в том числе, призывают добиваться «добровольного ухода на покой» Святейшего Патриарха Кирилла, говорят о необходимости проведения деканонизации ряда святых. Свою программу разрушения Православной Церкви они, не скрываясь, называют «Реформацией».

Таким образом, с моей токи зрения, можно говорить о том, что программа «церковной революции» фактически сформирована. Одним из ее авторов я считаю Вашего сотрудника Алексея Георгиевича Дунаева.

Публицистическая деятельность А. Г. Дунаева, занимая им церковно-общественная позиция являются, как мне известно, соблазнительной для многих пользователей Интернета.

Прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, сообщить, считаете ли Вы приведенные выше высказывания допустимыми для сотрудника Издательства Московской Патриархии?

С братской о Господе любовью, игумен Виталий (Уткин),
руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества
Иваново-Вознесенской епархии.

[1] Интересный акцент. Неужели игумен Виталий (Уткин) может оспорить мнение Алексея Дунаева? Почему тогда он не приводит аргументов, которые опровергли бы это мнение? Ред. РДВ.
[2] Эта гипотеза (назовём её так) иг. Уткина не находит себе подтверждения в исторических фактах. Ред. РДВ.
[3] Под «неореформацией» А. Г. Дунаев имеет в виду ]]>попытки реформировать церковь снаружи]]>. Ред. РДВ.
[4] Под «полным сломом иерархического строя церковной жизни» иг. Уткин, вероятно понимает требование восстановления соборности, т. е. демократических институтов внутри РПЦ, которое выдвигалось в пресс-релизе конференции и докладах участников. Ред. РДВ.


Текст: Виталий (Уткин), игумен
Источник: ]]>inokv]]>