Реформация реформации

21.09.2012
3 680
AA
Реформация реформации | «Россия для всех»

Обсуждение Реформации Церкви упирается в необходимость радикального переосмысления самих критериев реформирования. Нельзя забывать об опасности получить в результате самой правильной реформы ту же псевдоправославную организацию, прикрывающую софринский маркетинг «духовно-нравственными ценностями».

16 сентября состоялась научно-практическую конференция «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке», инициированная Р. В. Багдасаровым, В. А. Бондаренко и С. А. Белковским. Организаторы конференции вынесли на обсуждение ]]>целый ряд положений]]>, главными из которых являются: созыв Поместного собора, приходская реформа — необходимость которой вызвана новым Уставом, принятым РПЦ в 2009-м году, а также противостояние процессу превращения РПЦ в квазигосударственную структуру, обслуживающую политические интересы правящих элит.

Пожалуй, именно эти три положения были в равной степени поддержаны всеми выступавшими. Однако в обсуждении самих оснований реформационных процессов, в оценке исторического наследия и будущего русского православия, в прогнозах и стратегиях проявились полярные и несводимые позиции — от идеи возрождения сильной автономной и независимой от социально-политического заказа Русской Православной Церкви (С. А. Белковский) до восстановления анархической составляющей русского православия (И. Л. Бражников, В. В. Голышев); от реорганизации приходской жизни в соответствии с апостольскими канонами, сохранявшимися в Уставе РПЦ вплоть до нынешнего Патриарха (о. Павел Адельгейм) — до поддержки автокефализма и поиска «новых национальных идентичностей» в православии (А. В. Солдатов).

Полярные позиции были высказаны и по вопросу о соотношении принципов «светского» и «религиозного», «гражданского» и «церковного» в законодательной и общественно-политической практике. Если С. А. Бурьянов настаивал на внедрении в российское занодательство категории «светского» и жестком отделении прав и обязанностей граждан от церковных норм, то Я. Г. Бражникова, напротив, поставила вопрос о концептуальной несостоятельности оппозиции светского и духовного, сомнительной как с чисто исследовательской точки зрения, так и с точки зрения русской христианской традиции.

Общие позиции проявились в идее конфедеративного — в противовес сегодняшнему симулятивному квазимонархическому укладу — политического устройства Русской Православной Церкви, прототипом которого является Афонская православная республика. Эту идею обосновали в своих выступлениях И. Ф. Хаськович и Р. В. Багдасаров.

Несомненное единство выступавших (В. М. Лурье и В. В. Голышева) проявилось и в оценке проблематичности самой реформы в нынешнем состоянии Церкви и общества. Так, В. М. Лурье, представляющий альтернативную Московскому Патриархату иерархию ИПЦ, высказался самокритично и усомнился в самой необходимости поиска «более истинных иерархий», призвав верующих самостоятельно объединяться, независимо от степени вовлеченности в эти процессы священнослужителей.

Эта критическая позиция была усилена выступлением И. Л. Бражникова, который обосновал «нетовство» как фундаментальную черту русской религиозной идентичности и вытекающую из нее традицию «православной анархии», отказ от симуляции «монархии» в отсутствие Царя.

Непредвзято можно оценить состоявшееся обсуждение — участников которого путинско-патриархийная пропаганда тут же обвинила в заговоре против России и православия, естественно, еще до знакомства с материалами конференции — как начало информационной «обкатки» самого понятия Реформации, не предполагающее выработки единой стратегии и даже условий возможности реформы Церкви.

Однако настоящим событием в жизни 40 тысяч приходов Русской Церкви стала постановка вопроса о неканоничности нового Устава, принятого при Патриархе Кирилле и уже ставшего символом неафишируемой реформы сверху, призванной подменить фундаментальные принципы «структурной и духовной целостности прихода» (о. Павел Адельгейм) единоличными директивами епископов и бюрократическим формализмом.

Прихожане различных епархий и читатели сайта неоднократно обращались в редакцию Правой. ру с просьбой содействовать публичному обсуждению нововведений Устава 2009 г. Выступление о. Павла Адельгейма, открывшее конференцию, призвано было сопоставить последние редакции, указать на тенденцию, проявляющуюся в действующем ныне Уставе и свидетельствовать о тех проблемах, которые оказались для его прихожан «очень сложными и мучительными».

«Та ситуация, которая сложилась на основе действующего Устава входит в противоречие с нормальными условиями существования прихода, общества, духовной жизни — она создает для нас большие проблемы», — сказал о. Павел в ходе доклада, — «Приход не является куском, отломанным от епархии — даже в административном отношении. Это самоуправляющаяся часть епархиальной структуры. Самостоятельность прихода требует догматических принципов соборности, подразумевая свободу выражения мнений в Церкви, открывая действие Святого Духа в народе божием, где каждый христианин является свободной личностью, бесценной для Царства Божия. Организация евхаристической общины осуществляет замысел о Церкви как едином организме христовой жизни. Самостоятельности прихода требует каноническая традиция. Каждая историческая церковь пользуется определенной самостоятельностью. А приход есть малая Церковь. Евангелие, Деяния, Послания святых Апостолов — то есть все святое Писание акцентируют отнюдь не отношение подчиненности, а напротив, принципы братолюбия, свободы, свободного уважения к христианам. Любая человеческая деятельность предполагает инициативу и активность, обоснованные правом и ответственностью, которая и называется самостоятельностью. Где нет прав, там не может быть ответственности. Эти принципы неотделимы, как две стороны одной монеты. Утрата этих принципов ведет к злоупотреблению, плоды которого отравляют жизнь современной Церкви».

В целом, обсуждение Реформации упирается, на наш взгляд, в необходимость радикального переосмысления самих критериев реформирования. Нельзя забывать об опасности получить в результате самой правильной реформы ту же псевдоправославную организацию, прикрывающую софринский маркетинг «духовно-нравственными ценностями» и игнорирующую плоды собственной реформаторской деятельности (а именно так стоит оценивать деятельность нынешнего предстотеля РПЦ, несмотря на его консервативную риторику). Реформация нашего представления об ортодоксии, подвергшегося всесторонней мутации, должна предшествовать деятельной реформации — несмотря на то, что повседневная жизнь православных нуждается в ней как в воздухе.

Стратегией Реформации должна стать радикальная ортодоксия, а не утопический поиск «демократических» форм, романтизация этнографических раритетов или моральной ригористики. Тем более не патологическая логика раскола, всегда работающая на пользу церковных узурпаторов.

Источник: ]]>ПраваяRu]]>