Нынешние традиции когда-то были инновациями

Нынешние традиции когда-то были инновациями | «Россия для всех»
04.07.2014

Текст выступления акадеимка В.А. Тишкова на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, 2 июля 2014 года, Москва, Кремль.

Глубокоуважаемые Владимир Владимирович и члены Совета! Позвольте высказать соображения и предложения в связи с темой заседания Совета.

Воссоединение Крыма с Россией высветило давний вопрос реабилитации ранее депортированных народов. Считаю, что трагические страницы отечественного прошлого не должны исчезать из наших учебников по истории, ибо история учит не только своими победами, но и драмами, которые не следует повторять будущим поколениям. Патриотизм питается не только достижениями нации, но и чувством общей судьбы и общей ответственности за все, что было в истории страны, в ее настоящем и в будущем. Историю примирить невозможно, но можно признать нанесенную, в том числе и государством, коллективную травму той или иной общности или категории населения. Это могут быть не только депортации, на даже и столь далекие события, как, например, война на Кавказе, закончившаяся 150 лет тому назад. История сегодня часто становится заложником намеренной обработки по части создания образа врага и несчастливой судьбы того или иного народа. Как показывает опыт Украины, для этого достаточно одного поколения, чтобы воспитать молодежь в заданном духе.

Я вчера вернулся с Северного Кавказа, где доля молодежной когорты выше, чем в остальной России, где есть огромный интерес к прошлому разных народов, а также к Кавказу. Там также есть проблема более объективной и не разжигающей рознь и антироссийскость трактовки прошлого в противовес заполонившей книжный рынок низкопробной или устаревшей литературе. Нам не нужно бояться своей истории и что-то скрывать или приукрашивать. Историческая правда – это важнейший воспитательный аргумент. Я бы предложил по этому вопросу дополнить принятую концепцию школьной истории России возможностью изучать более подробно историю края, в котором проживает молодой российский гражданин. В этом вопросе осуществляющее научно-методическое руководство Отделение историко-филологических наук РАН может оказать помощь.

О национальной (российской) идентичности

Дебаты об этом были сложными, но сейчас мы вышли на ясные формулы обеспечения единства и многообразия российской нации-государства. Здесь наш Совет сделал многое. Прежде всего, это Стратегия государственной национальной политики, которую нужно пропагандировать и отстаивать. Сейчас главное – чем конкретно наполнить понятие идентичности и как противодействовать внутренним скептикам и внешним противникам существования такой давней и мощной реальности как российский народ? Наша повседневная жизнь – от брачного поведения в выборе партнеров и родственного круга до норм социального поведения и культурного багажа показывают преобладание среди россиян общего над различиями. Подтверждают это и исследования, в том числе изучение российского студенчества многонациональных федеральных округов, выполненное Распределенным научным центром межнациональных проблем, который был создан по президентскому поручению. 66% опрошенных студентов при определении свое идентичности на первое место ставят понятия «Моя родина – Россия» и «Мы – граждане России». Наш вывод таков, что консолидируют современную молодежь далеко не только партикулярные (этнические) традиции и нормы жизни. Это, прежде всего, ценности интересной и приносящей благополучие профессии, это тяга к знаниям и к участию в больших и важных делах.

Самосознание молодёжи

Российское самосознание современной молодежи формируют не только учебники истории. Российская идентичность, т.е. чувство сопричастности со своей страной, формируется через принятие современной жизни, того единственного времени и того места, в котором мы живем. В России в целом доминирует отрицание периода новейшей истории страны, хотя мало кто может сказать, а когда же было лучше в прошлые эпохи. Но для молодежи последние 20 лет – это вся их жизнь, и они должны быть уверены, что живут в лучшие, а не в худшие времена. Господствующие среди взрослого населения образы «старого доброго времени» и некоего нынешнего «безвременья» для молодежи означают отрицание их жизни в стране России и могут поощрять настроения апатии и типа «пора валить». Однако наши данные показывают, что российская молодежь весьма удовлетворена общественно-политической ситуацией в России. Отвечая на вопрос о том, «какой период в истории России в наибольшей степени соответствует Вашим представлениям о том, какой должна быть Россия?» больше всего опрошенных в качестве «золотого века» российской истории указали «современный период жизни», «путинскую эпоху», а не другие периоды.

Самое важное в структуре российского самосознания это воспитание ответственного гражданина. Но готовность взять на себя ответственность не должна сопровождаться разрушением прошлых авторитетов и подходами «с чистого листа». Недавняя история с реформированием РАН выявила тревожный симптом быстрого распространения среди поколения молодых журналистов и политиков негативизма по отношению к тем, кто служил Родине всю свою жизнь, составил ее гордость и обеспечил ее силу. Беспокоит быстрая метаморфоза настроений молодежи по части утраты уважения к старшим и вместе с этим утраты чувства преемственности. Мы не должны забывать драму хунвэйбинства, которую пережил 40 лет тому назад Китай. А появление жадных до расправ над несогласными или просто над «бывшими» среди молодых активистов в России уже наблюдается.

Мне представляется, что в учебники по обществознанию нужно включить разделы об уважении старших, о ценности жизненного опыта и о преемственности поколений. Нам нужны передачи-разговоры со старшими для молодых, беседы-диалоги разных поколений, о традициях почитания старших в культуре разных народов. Общество, в котором старшие утрачивают контроль над и уважение среди молодой части населения, обязательно оказывается в состоянии риска.

Большинство опрошенных нами студентов не демонстрируют стремления к этнической и конфессиональной мобилизации. Больше всего они вовлечены в студенческие общественные организации и движения (65%), спортивные сообщества (43%); «Интернет-сообщество по интересам (жж, facebook-группы)» 31%, в творческих объединениях (музыкальных, танцевальных, драматических) 23%. По вопросу о молодежных субкультурах мы не знаем всех закономерностей как они появляются и как складываются их программатика и символика, но нужно отнестись к этому явлению, прежде всего, с позитивным настроем как к глобальному феномену культуры. Нам нужна особая работа с субкультурой спортивных болельщиков, особенно в преддверии следующего ЧМ по футболу.

Преобладание фундаменталистов – конец развития страны

Тревожит распространенная ныне установка, что молодежь должна быть консервативной по своим взглядам, включая и политические. Обычно эволюция по жизни идет от либеральных взглядов в молодости к консервативным в зрелом и пожилом возрастах. Обратной эволюции, как правило, не бывает. Однако на сегодня позиция студенчества подтверждает малую распространенность среди молодежи либеральных взглядов. Нам нужны и молодые консерваторы, и молодые либералы, способные взаимодействовать друг с другом ради общественной пользы. Иначе среди взрослых со временем будут преобладать фундаменталисты, а это конец развитию страны.

Жесткая ориентация молодых людей на «собственные традиции», традиционные ценности и т.д. может ограничивать их стремление открывать новые миры, осваивать новые языки и культуры, быть современной, инновационной личностью. Подлинная свобода личности обретается без обязательной привязки к какой-то одной культурной норме, а тем более – к традиции или к группе. Нам сегодня нужнее ожидать от молодых инноваций, часть которых завтра обязательно станут традицией. Также как нынешние традиции не имеют вечных корней и когда-то были инновациями. И последнее: Поддерживаю предложение по части лучшего знания молодежью собственной страны и ее населения, в том числе и в форме бюджетных экскурсий для всех российских старшеклассников.

Названия главок даны редакцией «Россия для всех».

Текст: ]]>Валерий Тишков]]>