Понятие «нация» в России

31.08.2014
5 848
AA
Понятие «нация» в России | «Россия для всех»

В 60-е годы в Германии появилось новое направление исторических исследований, названное Begriffsgeschichte, то есть история понятий. В России стали осваивать методы этого направления совсем недавно, в течение последних 10–15 лет.

1. Нация как синоним империи

В 2012 году мы с немецкими коллегами опубликовали в издательстве «НЛО» двухтомник, который называется «Понятия о России». Это попытка реконструировать, как менялись ключевые общественно-политические понятия в России от Петра I до краха Российской империи. Одно из ключевых понятий, рассматриваемых этой книге, — это понятие нации. У него очень интересная история в России. Дело в том, что понятие «нация» появляется в России практически в то же время, что и понятие «империя». И появляется не как оппозиция империи, а скорее как синоним. То есть «нация» обозначала суверенное политическое образование. Еще в словаре заимствованных слов, который Петр I повелел составить в 1714 году, было понятие «нация». Именно в таком ключе, как суверенная полития, оно и функционировало в течение всего XVIII века.

2. Нация как дворянская корпорация

В Кючук-Кайнарджийском мирном договоре, который Россия заключила с Османской империей в 70-е годы XVIII века, понятие «нация» употребляется несколько раз в этом же ключе — как государственная принадлежность. Конечно, понятие нации в XVIII веке имело еще несколько значений. Одно звучало как иностранный синоним понятия «народ». Впрочем, понятие «народ» было усвоено в России относительно недавно, во второй половине XVII века, и пришло к нам из Речи Посполитой. Другое, очень важное для нас значение понятия «нация»: с помощью этого слова описывалась дворянская корпорация. Когда кто-то говорил о польской нации, имелись в виду не все люди, населявшие Речь Посполитую, а только шляхта — дворянское сословие. В Венгрии, если кто-то говорил «natio hungarica» (они пользовались латынью), это означало местную дворянскую корпорацию. Именно в этом смысле неоднократно использует понятие «нация» Фонвизин, когда пишет специальный проект переустройства Российской империи, который планировалось передать наследнику престола Павлу I. Это был тайный документ, но там хорошо видно, что Фонвизин формулирует с помощью понятия нации концепцию прав дворянского сословия вплоть до того, что нация имеет право восставать против монарха, если он нарушает ее права. Однако вместо восстаний некоторые представители нации в фонвизинском значении этого слова прибегали к цареубийству.

3. Влияние Французской революции

Новое значение понятие «нация» приобретает в России в конце XVIII века в связи с Французской революцией. Декларация прав человека и гражданина говорила о том, что никакая власть не может быть легитимной, если она не происходит напрямую от нации. Карамзин, который путешествовал по революционной Франции, рассказывает в своих «Записках русского путешественника» занимательную историю о том, как революционные крестьяне поймали какого-то дворянина, который пытался, судя по всему, пробраться из одного места в другое. Они отнеслись к нему подозрительно и, чтобы проверить его настроения, заставили кричать «Vive la nation». Он исправно покричал «Vive la nation», они сказали, что он хороший человек, и решили его отпустить. Но перед тем они попросили его объяснить, что такое нация.

Карамзин саркастически показывает этой историей, что понятие остается абстрактным. В чем-то это похоже на представление тех солдат, что выступили на Сенатскую площадь «за Константина и его жену Конституцию». Но среди образованных слоев понятие «нация» получает большое распространение. Надо иметь в виду, что образованные слои в Российской империи говорили преимущественно по-французски, и поэтому у них не было проблемы с переводом этого понятия. Александр I, будущий наследник престола, в самом конце XVIII века написал секретное письмо своему учителю де Лагарпу, который к тому моменту уже жил в Женеве. В письме он говорил, что собирается, вступив на престол, передать права правления страной в руки нации и что таким образом он рассчитывает избежать революции. Письмо, разумеется, составлено по-французски.

4. Православие, самодержавие, народность

Сперанский не использует понятие нации, а использует понятие «народ» именно в значении «нация». То есть с помощью понятия «нация» в первой четверти XIX века артикулировались новые смыслы политической свободы, политического представительства, конституции. О нации, или о народе, пишет Пестель в своей знаменитой «Русской правде». Однако после подавления восстания декабристов, а особенно после польского восстания 1830 года, когда Николай I был детронизирован от имени польской нации, что, естественно, его сильно обидело, было принято решение вытеснить понятие «нация» из публичного оборота. Вместо него стараниями графа Уварова вводится в публичный оборот понятие «народность», которое незадолго до этого было придумано Вяземским, когда ему надо было переводить конституционные проекты, разрабатывавшиеся по указанию Александра I.

Уваров вводит понятие «народность» и фактически вытесняет из публичного обихода понятие «нация». Ему нужно было понятие, чтобы описать политику постепенной национализации элит. Уваров переводит все университеты на русский язык, вводит преподавание русской истории, он все время говорит о народности, а это понятие становится одним из элементов знаменитой трехчленной формы «православие, самодержавие, народность». В то же время понятие «народность» не так прямо и жестко связано с понятием «конституция», потому что после 1830 года было решено, что все разговоры о конституции заканчиваются. Конституция для России неуместна. Белинский пытался писать о нации и рассуждать о содержании понятия «нация» в соотношении с понятием «народность», но цензура не пропускала подобных статей.

5. Возвращение понятия в политический язык

Понятие нации снова появляется в России в публичном обиходе в 60-е годы XIX века. Катков был одним из пионеров возвращения понятия «нация» в русский политический язык. С помощью этого понятия снова обращались к теме конституции, к теме политического представительства. Это было понятие либерального языка. Однако уже в 70–80-е годы утверждается понятие «национализм», и «нация» постепенно захватывается правыми, антиконституционными и консервативными силами. Либералы в некотором смысле без боя сдали понятия «нация» и «национализм». Владимир Соловьев говорит, что национализм — это гипертрофированное национальное чувство, то есть описывает национализм как что-то ненормальное, болезненное.

6. Переосмысление понятия «нация»

К началу ХХ века практически все политические силы России, за исключением, может быть, националистов, сделали понятие «нация» одним из ключевых понятий своего политического языка и своих политических программ. Одни иногда понимали нацию в расовом или этническом смысле — «русский по крови», другие — в культурном смысле, как этнически открытую, но со знанием русского языка и с лояльностью к делу нацию. Можно сказать, что династия Романовых, начиная с Александра III, перестала сопротивляться национализации. Даже в архитектуре отражается новый русский стиль, визуальное воплощение того, что нация хотела представить себя как русскую.

Очень жесткое переосмысление того, что есть нация, произошло после Октябрьской революции 1917 года. Большевики в некотором смысле свели понятие нации к этнографии. После конца советской власти наши политические науки заново осваивали тот европейский язык, ту систему понятий (в том числе понятие нации), которая существовала в России в конце XIX — начале XX века.

Текст: Алексей Миллер
Источник: ]]>ПостНаука]]>