Здоровье мигрантов в России и в США

Здоровье мигрантов в России и в США | «Россия для всех»
11.11.2014

По числу принимаемых мигрантов, Россия и США являются двумя ведущими в мире странами. По данным экспертов, в них насчитывается 11 и 45,8 миллионов мигрантов соответственно. Процесс миграции имеет серьезные последствия для здоровья, как самих мигрантов, так и коренного населения страны, принимающей мигрантов.

Авторы доклада исходили из того постулата, что человеческая жизнь и здоровье являются высшим приоритетом государства и общества. Целями настоящего аналитического Доклада, основанного на подходе общественного здоровья, является рассмотрение проблем здоровья, связанных с миграцией, а также подготовка рекомендаций. Эти рекомендации, среди прочего, касаются будущих исследований и разработки программ, направленных на решение проблем, характерных для здоровья мигрантов в России и в США.

В рамках совместной работы экспертов в области общественного здоровья России и США выполнен анализ 42 публикаций по проблемам трудовых (экономических) мигрантов в России, а также 50 публикаций по проблемам мигрантов – сельскохозяйственных работников в США. На этой основе подготовлена информация для разработки стратегий и практических рекомендаций в отношении как социальных детерминант здоровья среди мигрантов, так и присущих им проблем здоровья и поведения, связанного со здоровьем, а также систем здравоохранения для мигрантов.

Проведенный в Докладе анализ показал, что среди трудовых (экономических) мигрантов в России (если рассматривать мигрантов преимущественно из народов Центральной Азии) чаще всего отмечаются такие социальные детерминанты здоровья, как тяжелые условия жизни и труда, низкая социальная поддержка, низкая языковая компетенция, низкий уровень образования, а среди мигрантов – сельскохозяйственных работников в США — дискриминация/социальная изоляция, трудные условия жизни и труда, низкая языковая компетенция, низкий уровень доходов/бедность.

Наиболее часто выявляемые в рассмотренных исследованиях проблемы здоровья и поведения, связанного со здоровьем среди трудовых (экономических) мигрантов в России — инфекционные заболевания, а среди мигрантов – работников ферм в США — психическое здоровье, профессиональные заболевания, инфекционные заболевания и употребление психоактивных веществ.

Следует учесть, что исследования трудовых мигрантов в России охватывали преимущественно выходцев из числа коренных народов Средней Азии (узбеков, киргизов, таджиков), и не распространялись на славян — выходцев с Украины, из Молдавии, Белоруссии и иных стран, а также не проживающих в Средней Азии весьма многочисленных корейцев. Также весьма слабо изучены выходцы из числа народов Кавказа, молдаване, гагаузы, казахи и другие.

Факторы системы здравоохранения, чаще других выявляемые в рассмотренных исследованиях среди трудовых (экономических) мигрантов в России — доступность и барьеры при получении помощи, страховой статус, имеющиеся в наличии услуги здравоохранения и правовой статус, а среди мигрантов – сельскохозяйственных работников в США — доступность и барьеры при получении помощи,  страховой статус и правовой статус. 

Несмотря на наличие исторических, политических и социально- культурных различий между Россией и США, настоящий Доклад показывает, что в обеих странах трудовые мигранты сталкиваются с сопоставимыми затруднениями для достижения хорошего здоровья. Эти затруднения проявляются при сравнении проблем состояния здоровья трудовых мигрантов в России и мигрантов в США — работников сельского хозяйства, с аналогичными показателями среди населения соответствующих стран в целом. Социальные детерминанты здоровья оказывают влияние на проблемы состояния здоровья и поведения, связанного со здоровьем. Эта неблагоприятная ситуация усугубляется в связи с затрудненной доступностью услуг систем здравоохранения в обеих странах.

Выявлена необходимость дальнейших исследований проблем здоровья мигрантов с тем, чтобы преодолеть имеющиеся методологические ограничения, а также предложить не только новые мероприятия, соответствующие культуре мигрантов, но и инклюзивные мероприятия в условиях России и США, выгодные для мигрантов и коренного населения.

В Докладе, с учетом отмеченных ограничений, предложены практические рекомендации в отношении необходимых действий по улучшению здоровья мигрантов в обеих странах. Эти рекомендации предназначаются для использования лицами, формирующими политику, практикующими специалистами, преподавателями и научными работниками, представителями других заинтересованных групп, а также для дальнейшего распространения в России и в США.

1. Использовать в максимально возможной степени для решения проблем здоровья мигрантов потенциал международных межправительственных организаций, в том числе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации по миграции (МОМ), двустороннего и многостороннего сотрудничества по линии органов государственного управления, объединений частного бизнеса, гражданского общества.

2. Установить и развивать рабочие отношения между министерствами здравоохранения стран происхождения, группами диаспор, и учреждениями здравоохранения стран назначения для реализации коалиционных проектов и программ по улучшению социальных детерминант здоровья, оптимизации миграционных процессов с позиций общественного здоровья, обеспечению доступа трудовых мигрантов к медицинским услугам и к информации о здоровье. Следует обеспечить участие в этих отношениях организаций здравоохранения, некоммерческих организаций, работающих с мигрантами, землячеств, групп диаспор и религиозных конфессий, с учетом реального влияния и возможностей гражданского общества.

3. Формировать глобальный и региональные ресурсные центры по проблеме здоровья мигрантов в сети Интернет, для аккумулирования статистических данных, результатов научных исследований, сведений о наилучших практиках решения проблем, и т.п.

4. Содействовать развитию центров, предоставляющих относительно недорогие юридические услуги мигрантам, не имеющим документов и стремящимся обратиться за визами, чтобы легально иммигрировать или оставаться в стране, в соответствии с правовыми критериями въезда в страну; поддержать развитие специализированных некоммерческих организаций, которые предоставляют подобные услуги.

5. Обеспечить соблюдение законов об охране труда, а также норм и правил техники безопасности, защищающих трудовых мигрантов от экологических и производственных рисков для здоровья.

6. Проводить инструктажи трудовых мигрантов по вопросам безопасности на рабочем месте, на общеупотребительном языке (русском или английском), или на ином известном (родном) языке мигрантов.

7. Содействовать легальному трудоустройству и более широкому вовлечению трудовых мигрантов в деятельность профессиональных союзов, обеспечивающих более достойные и безопасные условия труда и жизни.

8. Содействовать расширению охвата проблемы здоровья мигрантов средствами массовой информации и просвещению населения по этой проблеме, для персонализации трудовой миграции и для улучшения отношения принимающей страны и её населения к трудовым мигрантам и членам их семей.

9. Предоставлять трудовым мигрантам и членам их семей ресурсы, касающиеся возможностей доступа мигрантов к правовым, медицинским и социальным услугам, включая «горячие линии» бесплатной помощи, организацию желательно бесплатной правовой помощи и учреждений первичной медицинской помощи, дружественных по отношению к мигрантам.

10. Улучшать доступ трудовых мигрантов к информации о здоровье, в том числе в сотрудничестве со специализированными некоммерческими организациями, в том числе по вопросам питания, репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ/СПИД, туберкулёза, сифилиса и иных ИППП, а также и других инфекционных заболеваний, потребления табака, алкоголя и других наркотиков, а также по основам оценки здоровья.

11. Предоставлять компетентные в аспекте культуры услуги медико-санитарной информации на родном или ином известном языке трудовых мигрантов.

12. Предоставлять комплексное медико-санитарное просвещение и обучение общинным работникам здравоохранения и непрофессиональным работникам в группах диаспор, землячеств и религиозных конфессий.

13. Улучшать доступ трудовых мигрантов к первичной медицинской помощи в странах назначения.

14. Развивать профилактику заболеваний, прежде всего инфекционных, и укрепление здоровья среди мигрантов.

15. Включить разделы о проблеме здоровья мигрантов и возможных путях ее решения в программы подготовки практикующих специалистов в области государственного управления, здравоохранения и социальных услуг и в соответствующие учебно-методические комплексы.

16. Содействовать созданию и функционированию «Выносных единых миграционных центров» (ВЕМЦ) в странах происхождения мигрантов, где они могли бы пройти предварительное медицинское тестирование перед поездкой в страну назначения.

Следует заметить, что эти действия, по мнению экспертов, будут гораздо эффективнее, если будут направлены, прежде всего, на профилактику заболеваний среди трудовых мигрантов и членов их семей, в первую очередь —  инфекционных заболеваний.

]]>Полный текст доклада]]>