В дураках

28.01.2015
4 436
AA
В дураках | «Россия для всех»

Режиссёр Юрий Быков после заслуженного ]]>«Майора»]]> решил снять ]]>ленту о крещении Руси]]>, но вместо неё сделал «Дурака». За что ему поклон. Хоть фильм и посвящён памяти Алексея Балабанова, в нём напрочь отсутствует мистика (которой покойный мэтр поддался в кинозавещании ]]>«Я тоже хочу»]]>). За что поклон дополнительный.

Не буду останавливаться на банальностях, которые констатировал главный герой, бригадир сантехников, своей фразой «Всё прогнило», имея в виду не только городское начальство, но и всё, что только можно иметь в виду.

Постоянный акцент на лирическом герое В. Цоя, «последнем герое», экономит время зрителя в расшифровке того, чем занят Никитин (А. Быстров). Он занят подвигом (спасением людей от неминуемой катастрофы — обрушения дома). Перед нами миф, в позитивном значении слова, а в мифе имеет смысл не только финал, но и мораль. Последняя зависит от деталей повествования.

Действия Никитина нужно анализировать как непрерывную цепочку, где результат предыдущего действия определяет характер следующего. Поскольку финал у фильма трагический, зритель может решить, что основную мораль выражает отец главного героя: «Ничего хорошего здесь никогда не будет». Это, разумеется, ошибка. У фильма другая мораль, поэтому он производит исключительно позитивное впечатление, как в своё время, «Груз-200» покойного Балабанова.

Трагический финал «Дурака» – результат фатальной ошибки, которую допускает Никитин, не оправдав своей фамилии (Νικήτας – «победитель» по-гречески) и совершая не подвиг, а дьявольскую пародию на него. А ведь, казалось, он близок к победе... Причём, если быть честным, то, даже избрав ошибочную стратегию, он мог ещё  выиграть свою дуэль с «городской мамой» (мэром Галагановой — Н. Суркова) тактически. Но и в тактике Никитин, что называется, облажался.

Тактическая ошибка — его диалог с пьяницей-семейным тираном (Д. Куличков), когда Никитин второй раз приходит в общежитие вместе с Федотовым (Б. Невзоров) и начальником пожарной охраны. Отозвав Никитина в сторону, пьяница задаёт ему совершенно оправданный вопрос: «А что происходит-то, объясни?». На это главный герой отмахивается, объяснять что-либо отказывается, и убегает вслед за городскими «буграми». Это и есть ключ к разгадке фильма.

Вызывающе неадекватный в прологе и финале фильма пьяница, в середине абсолютно нормален. Он хочет знать правду. И главный герой его этой правды лишает. Зато не лишает правды городское начальство, хотя тому она категорически не нужна; «мама» и «бугры» не знают, как действовать в условиях прозрачности, они обучены только мухлевать и воровать. И даже убивать, если карта ляжет.

Между тем, герой изначально решает, что он на их стороне, а не на стороне народа («швали», чем считает его городская «элита»). В этом стратегическая ошибка Никитина. Кто такой бригадир сантехников, чтобы напрямую общаться с макросуществом власти, для которого даже мамка-мэр — «никто» (это втолковывает Галагановой Богачёв в исполнении Ю. Цурило)? Cимметричным является эпизод, где жена Никитина (Д. Мороз), указывая на общежитие, упрекает героя за то, что тот вписался за людей, которые ему «никто». И она права: «спаситель»-муж относится к общежитским именно как к людям-сэконд хэнд. Только боится себе в этом признаться. Никитин пытается единолично обуздать коррупцию, наплевав на поддержку народа (лидером которого выступает пьяница).

Свою нравственную чистоту Никитин окончательно теряет, когда делает жалкую попытку сбежать с места расправы со своими единомышленниками (пожарником и Федотовым). Почему бы не пожертвовать двумя людьми ради спасения восьмисот? Поэтому нравоучения Никитина жене звучат крайне фальшиво.

Впервые Никитин переступил черту, когда вместо того, чтобы остаться в общежитии с людьми, которым (как он сам трубит) угрожает смертельная опасность, он возвратился вместе с Федотовым и пожарником в ресторан. Совершенно бесполезное действие: ведь там он уже  ни на что не в силах повлиять. Какая, в принципе, разница: коротать ожидание приезда спасателей в компании собутыльников из общежития или городских «бугров»? Но Никитин выбирает второе, ибо в глубине души испытывает к «швали» омерзение.

По-хорошему, Никитину ещё в первый приход следовало раскрыть тайну трещины семье пьяницы, которая вызвала сантехников. А присутствие полицейских только сыграло бы ему на руку. Слух тогда гарантированно распространился бы по городу и заставил начальство действовать совсем по-другому.

Но Никитин не фрик, не паникёр, он пытается играть по правилам в игре, в которой нет правил. Пока не обойдёт дом и не увидит как падают кирпичи из разлома, будет молчать как партизан. Так его воспитали совестливые родители-перфекционисты.

Второй шанс поднять народ выпал Никитину во время коллективного похода в общежитие, о чём сказано выше. Однако он не сделал ни того, ни другого, выбрав наихудший вариант для обращения к жителям, которых якобы сильно желал спасти.

…Спасти или «сделать всё правильно»? Видимо, переслушал бригадир песен Виктора Цоя, всерьёз решил стать героем. Но остался... (см. название рецензии).

Текст: Роман Багдасаров