Национальная политика и практика СССР в современной концепции Стратегии национальной политики РФ

Национальная политика и практика СССР в современной концепции Стратегии национальной политики РФ | «Россия для всех»

РФ является правопреемником национальной и межконфессиональной политики, проводившейся в СССР, и, несмотря на отсутствие главного формального регулятора политики, — КПСС, само наличие многочисленных народов и конфессий предполагает продолжение существовавшей в СССР практики следования общим, наднациональным и надконфессиональным принципам и традициям совместного существования (см. ]]>«Стратегия государственной национальной политики»]]>).

На ]]>10-м заседании Совета по межнациональным отношениям]]> Президент РФ обратил внимание на недопустимость формирования в общем образовательном процессе отдельных, национальных группировок, создающих практику ксенофобии по отношению к другим национальностям и общероссийской идентичности: «...количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей.» Также Президент РФ обратил внимание на «необходимости безусловного соблюдения требований законов Российской Федерации, в этой связи недопущения дискриминации по признаку социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности — чрезвычайно важные вещи».

Фактически понятие «российские ценности» равнозначно понятию «светские ценности», как общие для всех национальностей и конфессий в РФ, это и соблюдение положений Конституции РФ, Федеральных законов, Уголовного и Административного Кодексов, в том числе и Закона о религиозных объединениях, где прямо указано о недопустимости нарушения конфессиональными объединениями российских законов, вплоть до прекращения деятельности организации, что и происходит в некоторых случаях со «Свидетелями Иеговы», «Церковью Саентологии», уставные положения и деятельность членов которых не вполне соответствуют законодательству РФ.

Необходимо различать правовые последствия незаконной деятельности организации и ее членов в правовом поле, юрисдикции РФ, деятельности этой организации за рубежом или по отношению к Уставу, юрисдикции других конфессий. Здесь недопустимо вмешательство иностранных юрисдикций в правовое поле РФ и смешение правовых понятий светского государства с Уставными положениями религиозной организации, где существуют понятия о «секте», «грехе», «отлучении» и т.п.

Также необходимо различать принцип веротерпимости, существовавший в Российской Империи (доставшийся в наследство от отношения к конфессиям в «Золотой Орде», где мировосприятие государствообразующей нации «тенгри», религия «Синего Неба» допускала сосуществование разных конфессий на территории одной государственной юрисдикции ); в Российской Империи «православие» было господствующей, официальной религией и «иноверцы» были поражены в правах (религиозное государство), от принципа «свободы вероисповедания», закрепленного в Конституции СССР, фактически принципа секулярного государства, нерелигиозного, но несвободного в выборе мировоззрения и идеологии, и закрепленного в Конституции РФ принципа светскости, как религиозной и мировоззренческой нейтральности, независимости государственного аппарата от идеологий и конфессий, сосуществующих в общем, светском юридическом поле (см. ]]>С.М. Алейникова]]> (к.п.н. Беларусь, БИСИ), С.А. Бурьянов (к.ю.н. ]]>Институт Свободы Совести]]>) ]]>«Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»]]>).

Вопрос о международном, глобальном праве, как регуляторе отношений в планетарном масштабе не может рассматриваться как требующий практического внимания, пока не существует глобальных правовых регуляторов (глобального государства и его общего юридического пространства). Система юридических отношений в рамках деятельности ООН, Декларации о правах человека (1947) в настоящее время является больше идеалом и ориентиром для принятия государствами решений в границах своих суверенных юрисдикций.

Практическая деятельность по регулированию межнациональных и межконфессиональных отношений в светском государстве, основанном на принципе мировоззренческого нейтралитета, осложняется субъективными факторами, которые невозможно исключить полностью, так как любой гражданин РФ имеет свой собственный опыт, связанный с рождением, семейным воспитанием и образованием в рамках привычных традиций, и в этом аспекте опыт СССР с практикой всеобщего (равного и одинакового по качеству) образования, равного участия в деятельности политических и общественных институтов, незаменим, и требует изучения и практического отображения в современности и образе будущего.

С.В. Иванеев (президент ]]>«Ассоциации граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма»]]>, специалист по конституционному праву и исламу, к.ю.н., член Общественного Совета ФАДН) отмечал в своей работе ]]>«Нет мира под религиозными оливами»]]>:

С развалом СССР многие позитивные достижения в психологии и образе жизни советских людей оказались утраченными, получение независимости бывшими советским республиками в значительной степени сплелось с националистическими и автаркическими пороками. Одним из следствий этого развала стала идеология узколобого местного национализма, экстремизма и терроризма. Советская власть эффективно препятствовала этим явлениям в основном культурно-просветительскими методами, повышением уровня социальной мотивации и участия в общем деле экономического и научно-технического прогресса. Вместе с тем существовали статьи уголовного права, преследовавшие за национализм. Сегодня же судебные инстанции находятся в затруднительном положении относительно наказания за националистический экстремизм. Особенностью нарушения принципов интернационализма и мировоззренческой толерантности является то, что они нередко облачаются в различные религиозные одеяния. К сожалению, и это факт, поднимает голову и русский великодержавный шовинизм. От него не отстают и другие формы шовинизма, рядящиеся в тогу ислама, иудаизма, буддизма... Эти явления стали настолько обыденными, что мы их либо не замечаем, либо относимся к ним с полным равнодушием.

Светская культура, основанная на традициях совместного существования и обмена национальным опытом, светское политехническое, научно-техническое образование — практическая основа, существовавшая в СССР и воспринятая сегодня в РФ, требует не только декларативного оглашения, но и реализации в конкретных мероприятиях и проектах, одним из которых является Культурно-исторический проект «Сто лет СССР. Лучший Опыт», приуроченный к столетнему юбилею СССР, в рамках исполнения которого предусмотрены конференции, выставки, программа «Юбилейное Лето на ВДНХ» и прочие мероприятия, направленные на укрепление взаимопонимания и сотрудничества между народами РФ и других стран.

Текст: Иван Кондратьев, главный редактор сетевого издания ]]>«Клуб Здравомыслие»]]>

В оформлении использован фрагмент картины Таира Салахова «Тебе, человечество!» (1961)