
Российские правозащитники, встретившиеся с президентом США Бараком Обамой в «закрытом режиме», рассказали в пресс-центре «Росбалта» о ходе беседы и ее итогах.
Встреча длилась около полутора часов, и за это время, по словам активистов, они успели обсудить несколько важнейших вопросов: закон «О безопасности интернета», направленный, по мнению правозащитников, на ограничение свободы слова в России, вопросы верховенства права и независимости судебной системы в России. Говорили о давлении в целом на гражданских политических активистов и правозащитников, обсуждали экологические проблемы, Сирию и дело Сноудена.
«Главный для нас результат общения с Обамой — заявление Путина о том, что он «тоже не прочь встретиться с представителями ЛГБТ-движения, только вот никто не предлагал, — рассказал Игорь Кочетков, глава российской ЛГБТ-сети. — Я Обаме тоже не предлагал — он сделал это сам. Я очень сожалею о том, что моя встреча с Обамой состоялась раньше, чем с президентом Путиным. Это очень плохо, потому что решать проблему вопиющего роста гомофобии и ксенофобии должны, прежде всего, сами россияне. Закон Мизулиной или проект закона о лишении родительских прав за неверную сексуальную ориентацию — это давление на граждан страны. Меня возмущает, что миллионы людей в России подвергаются насилию и психологическому давлению, а глава государства делает вид, что ему это безразлично».
Обсуждались и другие темы. «Наш коллега, занимающийся свободой информации, говорил о том, что политика США в отношении тех людей, которые разглашают секретную информацию, негативным образом сказывается и на российской практике. Обама сказал, что признает этот упрек, но также понимает необходимость секретности в делах правительства», — сообщил правозащитник.
Больше всего президент говорил о ситуации с правозащитой в США. Основной пафос его выступлений в этой части заключался в том, что в мире нет совершенных обществ. Он сказал, что если бы не знаменитая речь Мартина Кинга «У меня есть мечта», он бы сейчас работал не президентом, а чистильщиком обуви. Обама вспомнил, что радикальные изменения в области прав сексуальных меньшинств произошли в США только за последние 10-15 лет, а ранее они дискриминировались так же, как и во всем остальном мире, включая Россию», — рассказали правозащитники.
При этом сам факт встречи с президентом США уже дал практические результаты — по словам активистов, генеральная прокуратура России рассматривает возможность корректировки закона «Об иностранных агентах» (НКО). Поправки предусматривают изменение определения «политическая деятельность» — ранее это было широчайшее понятие, затрагивающее любую общественную работу. Теперь политической деятельностью называют лишь борьбу за власть. Поскольку подавляющее большинство НКО не являются партиями и не участвуют в выборах, они могут лишиться статуса иностранного агента и получать финансирование из-за рубежа без каких-либо санкций.