
«Выехал сегодня на работу раньше обычного. В это время в метро едут самые некрасивые и злые люди», — пишет на своей странице в соцсети один известный молодой журналист. В комментариях к этой нехитрой записи — сплошное понимание и сочувствие. Одна из немногих тем, не вызывающая сегодня в виртуальном и реальном пространстве споров: мы все заметили, что стали как-то грубее, злее и циничнее, хотя и не сильно переживаем по этому поводу, а кто-то даже и сознательно лелеет в себе такую линию поведения. Быть циником сегодня — значит быть в тренде.
Эксперты Института психологии РАН в ходе масштабного исследования психологического облика наших сограждан в динамике с 1981 по 2011 годы пришли почти к апокалиптическому выводу: народ год от года все больше звереет. И это не прикидка на глаз, а выводы, основанные на сухих цифрах криминальной статистики. Хотя заместитель директора Института Андрей Юревич и оговорился в интервью «Российской газете», что исследование подразумевает некую «среднюю температуру по больнице». И она далеко ушла от нормы, о чем красноречиво свидетельствует динамика роста убийств и побоев, включая случаи нанесения тяжких телесных повреждений.
Что интересно, это исследование делает неактуальным и расхожее клише про «лихие 90-е». Откровенно говоря, оно и невооруженным глазом неплохо видно: в столице России, к примеру, редкая неделя проходит без случаев стрельбы из травматов. Причем мотивы стреляющих поражают воображение: то место на парковке не поделили, то водитель автобуса не дал разогнаться, то просто покупку «протестировать» решили.
Если верить проведенному учеными исследованию, по количеству убийств Россия уже обогнала США в четыре раза, а некоторые европейские страны — и вовсе в десять раз. Впрочем, справедливости ради нужно все же отметить, что массовые расстрелы в наших краях «в диковинку». Но ведь действительно сколько встречается с утра в транспорте хмурых лиц, да и хам давным-давно уже перестал быть только «трамвайным»: он расширил сферу обитания и обогатил свой лексикон матом. Человека, выругавшегося на ближнего своего лишь «сукин сын», можно записать в вымирающий вид последних эстетов современности. Собственно, исследователи напоминают, что мат — это тоже агрессия.
Немалая вина за рост озлобленности в массах лежит в том числе и на СМИ, особенно на телевидении, полагает г-н Юревич. «Так, политические телепередачи формируют довольно агрессивное отношение к некоторым странам, создают образ окружающего нашу страну мира как враждебного и опасного, а характерный для советской идеологии образ врага не списан в тираж. Недовольство властью тоже порождает агрессию», — отметил эксперт. Но поскольку власть, как известно, высоко, а сосед Вася — близко, то ему-то при случае и достается оптом за все: и за маленькие зарплаты, и за ворюг-коммунальщиков, и за сына-бездельника, и за тещу-стерву.
А что же Церковь? А как же «духовные скрепы»? Увы, история учит, что всецело полагаться на оные нельзя, причем нигде в мире. Это показывает и опыт Октябрьской революции в России, и других революций, бунтов, стычек в Европе до этого. Зло упорно не желает лечиться банальными проповедями добра — особенно если они не подкреплены правдой жизни. Это же святым быть нужно, чтобы улыбаться, видя очередной счет в платежке за скверные коммунальные услуги, помня параллельно о том, что нужно еще детей накормить и одеть.
Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов дал свое объяснение зафиксированному ухудшению психологического климата в российском обществе: «Начнем с того, что в обществе очень изменилась система ценностей. Меняться она стала с началом развала Советского Союза. Произошло массовое разочарование народа в идеалах перестройки, когда люди наконец-то осознали, что «как на Западе» у нас не будет, что не будет ни много денег, ни капитализма. Вместо всего этого страна просто обнищала, и потому стоит ли удивляться все шире распространенному озлоблению? Это первое.
Во-вторых, у нас наблюдается очень значительное расслоение в обществе. В России есть огромное число людей нищих и крайне малая группка живущих очень богато. Между этими слоями существует взаимное отторжение. Мультимиллионеры и миллиардеры презрительно или, в лучшем случае, снисходительно смотрят со своей высоты на «неудачников», а те, кто живет бедно, смотрят на богатых и просто обеспеченных с завистью. Такие противостояния, противоречия бесконечно создают внутренние проблемы в обществе. Отсюда — взаимное раздражение, взаимное недовольство.
Кроме того, помимо собственно материального расслоения, в обществе наблюдается еще и расслоение идеологическое. Нет единой системы ценностей, единой идеи, но ее и не может быть — одинаковой — у богатых и бедных.
Есть еще один важный момент. В последние годы в нашей жизни «на передовой» появились такие вещи и понятия, которые существовали, конечно, и раньше, но были на самой обочине и не претендовали на статус нормы. Я имею в виду разного рода нетрадиционные сексуальные практики и соответствующую культуру. Все то, о чем в советское время говорилось лишь на каких-то узкоспециализированных конференциях, сейчас стало повседневной реальностью в СМИ. Об этом говорят каждый день и очень подробно, что также вызывает заметное раздражение традиционно воспитанных и мыслящих людей. И это, опять же, фактор стравливания разных социальных групп между собой, это дополнительный источник взаимной агрессии. Все это вкупе создает, конечно, неблагоприятную моральную обстановку в обществе. И эта ситуация очень непростая, которая, как я могу прогнозировать, сохранится в стране как минимум на ближайшие годы.
К сожалению, религия сегодня скорее тормозит развитие общества, чем позволяет ему развиваться. Православие является наиболее консервативной или, как говорят, «косной», ветвью христианства. У нас в стране, согласно статистическим данным, проживают порядка 33% православных, еще 25% (суммарно) католики, протестанты и еще боковые ветви: баптисты, евангелисты, числящие себя в религии. А еще есть мусульмане, иудеи... Расслоение еще и по религиозному признаку явно не способствует смягчению нравов, зато усиливает общий накал раздражения. Заметно подливают масла в огонь и радикальные исламисты, наступая при этом на традиционные культурные установки наших граждан, пытаясь навязать чуждую христианам культуру. Это вызывает закономерное отторжение не только у православных, но и, конечно, у сторонников идеи светского государства.
Все же при СССР психологическая помощь гражданам была на порядок выше, Можно было пройти обследование у психолога, психотерапевта, сексолога без постановки на учет. Я и сам начинал работать в таком диспансере и прекрасно понимаю систему советских времен. Психологическая помощь тогда была очень хорошо развита, причем занимались ей, в отличие от нынешнего времени, действительно профессионалы с серьезной подготовкой, полученной в качественных вузах, а не непонятно где».
Текст: Виктор Мартынюк
Источник: KM.RU