Как развивать немецкий в России

26.11.2014
4 089
AA
Как развивать немецкий в России | «Россия для всех»

«Московская немецкая газета» расширяет свои функции, превращаясь в нечто большее, чем просто газета на немецком языке. Похоже, МНГ всерьез вступила в движение за развитие немецкого языка в России, создавая для этого различные мотивационные инструменты.

Нескучный воскресный Форум

Честно признаться, от предстоящего II Форума учителей и преподавателей немецкого языка, который проходит 22–23 ноября в столичной гостинице «Редиссон Славянская», я не ожидал ничего фееричного, полагая, что это будет очередное помпезно-протокольное мероприятие, каких в Москве каждый день десятки. И даже весь пафос, с которым организаторы анонсировали Форум как одно из ключевых событий Года немецкого языка и литературы 2014/15 в России, казалось, не мог возбудить мой интерес к нему.

Несмотря на раннее время, в зале было шумно, многолюдно, а главное – удивительно весело для столь раннего часа, что подействовало на меня как порция кофеина. Я взбодрился и отправился осматривать стенды участников, которых на Форуме было довольно много. Помимо огромного стенда основного организатора мероприятия – Гёте-Института, – который невозможно было не заметить, мое внимание сразу привлекли яркие роллапы «Московской немецкой газеты/Moskauer Deutsche Zeitung». На Форуме издание выступило информационным партнером, а также спонсором номинации «Лучший учитель немецкого языка в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе» важнейшего мероприятия Форума – награждения лауреатов конкурса «Лучший учитель/преподаватель немецкого языка России-2014». Всероссийский конкурс направлен на создание мотивации учителей и воспитателей – людей, которые, в первую очередь, прививают любовь к немецкому языку и культуре юным россиянам с самых малых лет.

С чем пришли российские немцы

Заметить присутствие российских немцев на любых мероприятиях, связанных с немецкой тематикой, можно сразу. Здесь, в Рэдиссон, пространство было заполнено не просто стендами Международного союза немецкой культуры, МСНК-пресс, МаВи-групп и, собственно, «Московской немецкой газеты», которой отведена особая роль на Форуме, но и той самой теплой, домашней атмосферой, которой я, бывая на мероприятиях российских немцев, наслаждаюсь особенно.

Миловидные, дружелюбные девушки в национальных немецких платьях, представлявшие немецкоязычные журналы, книги, учебную литературу, казалось, просто приковали внимание всех присутствующих.

В какой-то момент всеобщий интерес вызвала немецкая речь, прозвучавшая из уст издателя «Московской немецкой газеты» Ольги Мартенс. Госпожа Мартенс, поприветствовав гостей, представила пятерых финалистов конкурса «Лучший учитель немецкого языка в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе». Ими стали совершенно разные внешне, но одинаково жизнерадостные и обаятельные девушки, рядом с которыми у меня возникло щемящее чувство ностальгии по первому учителю.

Финалистами конкурсной номинации, из числа которых спонсору мероприятия предстояло выбрать одного лауреата, стали Ольга Викторовна Болдырева, Наталья Анатольевна Евтеева, Мария Александровна Медянцева, Ирина Алексеевна Мишакина и Анастасия Александровна Фоломеева.

Надежда Черепанова, заместитель руководителя языкового отдела МСНК, провела интерактивный мастер-класс для гостей, в том числе для номинантов конкурса. В какой-то момент стало понятно, что из окружившего нас приятного оцепления вряд ли можно выбраться, поэтому я продолжил наслаждаться тем, как учителя с горящими глазами, словно сами были в этот момент учениками, участвовали в мастер-классе по методикам преподавания.

Надежды чиновников или слова с особыми посылами

После мастер-класса я переместился в большой зал, словно дышащий официозом, что меня, как журналиста, не могло не заинтересовать. Оказалось – не зря. И даже не потому, что там присутствовали такие высокопоставленные лица как специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой или Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигер фон Фрич, выступления которых, несмотря на статус спикеров, отличались несвойственной, на мой взгляд, для чиновников простотой. В первую очередь, меня, как и, наверное, многих людей в нашей стране, интересовало то, какими словами будет охарактеризовано нынешнее состояние отношений России и Европы, в частности, отношения с Германией. И, кажется, все это прозвучало более утешительно, чем можно было представить. Михаил Швыдкой со свойственной ему дипломатичностью подчеркнул важность связи наши культур, которая перевешивает значимость конкретных периодов наших отношений. Господин Рюдигер фон Фрич также отметил, что наши отношения – это сложная мозаика, в которых нашим языкам отводится важная роль. И хочется верить, что слово «язык» здесь подразумевает что-то большее, чем просто средство коммуникации.

После выступления еще ряда спикеров Форум продолжился подиумной дискуссией на тему «Будущее образования в глобальном мире». Дискуссия велась на немецком языке, хотя самими участниками неоднократно отмечалось его уязвимое положение по отношению к английскому и испанскому не только в России, но и во всем мире. Между тем, участники выразили уверенность, что это временные сложности, и место Германии в мировой экономике все равно обратит эту тенденцию вспять.

Новые проблемы как новая возможность для российских немцев

Организаторы Форума привели печальную статистику по немецкому языку. Оказывается, в 2000 году в России немецкий язык изучало 5 млн. человек, а в 2014 году их число сократилось до 2 млн. Однако при всей кажущейся катастрофичности этой ситуации, мне увиделись в ней и явные преимущества, как бы парадоксально это ни звучало: совсем скоро за знания немецкого языка работодатель вынужден будет платить гораздо больше, чем сегодня.

Собственно, в этой связи заметно актуализируется роль российских немцев, ибо структуры Самоорганизации немцев России занимаются поддержкой и развитием языка повсеместно, а сами российские немцы исторически являлись и являются связующим культурным и языковым мостом между Россией и Германией.

Во второй половине дня Форум продолжили выступления представителей профессионального преподавательского сообщества. Доклады носили как содержательный – методический и лингвистический, – так и организационный характер.

Было объявлено о создании Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка, президентом которой стала известный профессор кафедры лингводидактики, член Совета по языковой работе органов Самоорганизации немцев России, к.п.н. Галина Перфилова. Президент Ассоциации профессор Перфилова выразила надежду, что силами новой структуры им удастся переломить ситуацию с немецким языком в России.

Лучший учитель немецкого языка по версии МНГ

Между тем, главным мероприятием второй половины дня стало награждение издателем «Московской немецкой газеты» Ольгой Мартенс лауреата номинации «Лучший учитель немецкого языка в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе». Из 5-ти финалистов конкурса победителем по решению МНГ стала Анастасия Фоломеева, учитель гимназии №1 г. Самары.

Ольга Мартенс, вручая ценные подарки лауреату, отметила важность обучения детей немецкому языку уже с детского сада, с широким использованием новых технологий и творческим подходом к процессу преподавания. Анастасия Фоломеева поблагодарила всех за оказанную честь и отметила: «Я всегда старалась использовать в своей работе креативный подход, и, видимо, данная победа стала вознаграждением за эти старания».

Ольга Мартенс также сообщила, что Анастасия Фоломеева получает сертификат на прохождение в Германии практики в детском саду - возможность, которую предоставляет победителю «Московская немецкая газета».

Первый день мероприятия завершился ]]>фотосессией отмеченных гостей и организаторов Форума]]>.

Текст: Helmut Borgan
Источник: ]]>RusDeutsch.ru]]>