
На легендарном озере Искандеркуль в Таджикистане состоялся этнолагерь Новых Скифов, организованный Московским центром Льва Гумилёва и Гумилёвским клубом Душанбе.
Озеро Искандеркуль по праву считается одним из самих красивых в бывшем СССР. Его название связывают с именем Александра Македонского, который во время знаменитого похода на Восток перевалив со своим войском через горные хребты, покорил мифическую Бактрию — Родину пророка Заратустры. Легенды рассказывают о гибели в Искандеркуле любимого коня полководца — Буцефала.
Искандеркуль стал чудесным украшением, туристской жемчужиной Фанских гор, этого обособленного района между Гиссарским и Зеравшанским хребтами. А Фанские горы уже давно по праву оценили все, кто здесь побывал. И все увозят отсюда незабываемые впечатления. Например поэт Визбор так и сказал про эти чудесные места: «Я сердце оставил в Фанских горах...».
Этнопсихологический тренинг провёл у подножия «Сердечных гор» у «Озера Коня Александра» директор Центра Льва Гумилёва Павел Зарифуллин. Тренинг касался вопросов идентичности, межэтнических отношений и стереотипов.
Лагерь был подлинно интернациональным — среди его участников — русские, поморы, осетины, таджики, памирские горцы. Все участники по очереди одевались в шкуру других этносов: становились то русскими, то таджиками, узбеками, киргизами (эти народы наиболее активны в регионе).
И начинали судить о других и о самих себе с «другой колокольни». Всё сопровождалось шутками-прибаутками. Таджики изображали русских, потом судили о самих себе с точки зрения узбеков, русские показывали «как скачут по горам — по долам киргизы», а «одевшись киргизами» чистИли русских за чванство и «великодержавный шовинизм».
Результаты оказались поразительными. Выяснилось, что большинство «веских мнений» народов друг о друге — не более чем обывательские штампы. Мещане всех этносов без исключения именуют представителей иных народов и культур: «грязными», «нечистоплотными», «пьяницами и наркоманами», «отпетыми мошенниками» и т. д. Зачастую, таким образом обывательские грехи, комплексы перебрасываются на других. Так и рождаются национализмы всех мастей.
Евразийская этнопсихология учит преодолевать эти избитые клише. Все этносы — абсолютная ценность. Отрицательные и положительные черты в народах, как и в людях примерно одинаковы. Потому все штампы об этносах решено было предать огню, что и было с удовольствием сделано.
Негативные штампы и стереотипы зачастую связаны с подсознательным, а позитивные — с наблюдением и с рациональными выводами. «Трудолюбие», «гостеприимство» и «открытость» кочевали при определении достоинств всех народов без исключения.
Лев Николаевич Гумилёв учил нас, что народы бывшего СССР, Евразии связаны «общей исторической судьбой». Позитивные образы Братства, Дружбы Народов и Великой Победы, Общего происхождения от златоносных Скифских племён объединяют нас по сию пору. И это не отстранённые символы, но явленные — понятные и пожилому осетинскому альпинисту, и русскому преподователю, и таджикской первокурснице.
Позитивные образы нашей Дружбы и Единения сегодня снова в чести. И понятие Дружбы Народов это более не абстрактное словосочетание. В Таджикистане Орден Дружбы именуется «Дусти». Так мы вспоминаем о духовном персидском понятии «Дустан и Худа» — Друзья Бога. Священное значение Дружбы, «Дружбы Народов» отсылает нас к миру сакрального, к божественной энергии, к симфонии народов нарождающегося Евразийского Союза.
С сокращениями.
Источник: Центр Льва Гумилёва