«Собор русских Башкортостана» против памятника Ахмет-Заки Валиди

«Собор русских Башкортостана» против памятника Ахмет-Заки Валиди | «Россия для всех»

Русские общественники обратились к главе Башкирии Рустэму Хамитову с просьбой прояснить, действительно ли региональные власти дали санкцию на установку в Уфе памятника Ахмет-Заки Валиди, который боролся против «российского государства во всех его формах». Башкиры называют Валиди национальным героем и добиваются увековечения его памяти не первый год. В пресс-службе господина Хамитова заявили, что бюджет региона на 2015 год не предполагал выделения средств на возведение памятника, но он может появиться позднее.

Члены исполкома Собора русских Башкортостана обратились к Рустэму Хамитову с просьбой разъяснить ситуацию вокруг установки памятника Ахмет-Заки Валиди. Ранее начальник управления по общественно-политическому развитию Даниль Азаматов направил письмо общественнику Иреку Агишеву: в нем говорилось, что республиканские министерства и администрация города Уфы «прорабатывают вопрос изготовления и установки» памятника Валиди, а в 2015 году «в рамках празднования 125-летия со дня его рождения запланирован ряд мероприятий». Пресс-секретарь главы Башкирии Артем Валиев подтвердил, что «в бюджете Академии наук республики, которая финансируется из бюджета региона, на 2015 год заложены средства на проведение научно-практической конференции по проблемам востоковедения, посвященной юбилейной дате».

Господину Хамитову члены собора напомнили, что деятельность Валиди была направлена «на принципиальную борьбу против российского государства во всех его исторических формах». «Изучение источников позволяет утверждать, что Ахмет-Заки Валиди желал поражения СССР в Великой Отечественной войне и появления на его обломках независимого Башкортостана», — говорится в письме главе региона. Член исполкома Виктор Афанасьев заявил, что «имя Валиди упоминается в Нюрнбергском процессе». «Мы надеемся, что глава региона тщательно взвесит, прежде чем одобрит решение об установке памятника», — отметил он.

Артем Валиев заявил, что обращение получено и ответ будет дан в установленные сроки: «Если речь идет об установке памятника за счет бюджета республики, то это дело затратное, а бюджет принят и исполняется с дефицитом. В этом году, когда страна отметила 70-летие Великой Победы, наша первоочередная задача — возвести памятник труженикам тыла». По словам господина Валиева, «финансовые ресурсы на возведение других памятников в этом году не зарезервированы». При этом он не стал отрицать возможность появления памятника, например, в 2016 или 2017 году. «А если появится спонсор, то проработка вопроса ускорится», — заявил он.

В мэрии Уфы сообщили, что уже предлагали минкульту республики один из вариантов мест для памятника, но «министерство он не устроил». В Уфе в 1992 году имя Валиди было присвоено Национальной библиотеке, а с 2008 года в столице его именем названа одна из центральных улиц. Между тем споры об исторической роли Ахмет-Заки Валиди в Башкирии продолжаются много лет. Местные националисты считают его патриотом и «автором» башкирской автономии после революции 1917 года, во время которой он возглавлял национально-освободительное движение. Во время Второй мировой войны он по обвинению в «пантюркской деятельности против Советов на территории Турции» был приговорен к десяти годам тюрьмы, но освобожден после пересмотра приговора.

«Для нас Валиди такой же национальный герой, как Салават Юлаев или Наполеон для французов. Ни против памятника Юлаеву, ни против памятника Наполеону никто не возражает, хотя их роль в истории, в том числе по отношению к русскому народу, можно трактовать по-разному», — говорит координатор движения «Кук-буре» Азат Сальманов. По его версии, «власти до сих пор не установили памятник из-за боязни, что после этого русские и татары не будут за них голосовать (выборы в законодательное собрание пройдут в Башкирии в 2018 году)». «Глава региона должен поступить как государственный деятель. Башкиры не успокоятся, пока не будет памятника Валиди», — говорит член исполкома Курултая башкир Азамат Галин.

Глава республики на установку памятника не согласится, считает политолог Аббас Галлямов. «Межнациональная обстановка в регионе сейчас спокойна — зачем ее будоражить? Валиди — фигура неоднозначная, и решение о строительстве памятника как минимум вызовет дискуссию и мобилизует политизированную общественность республики. А башкирские националисты ресурсами, чтобы давить на власть, не обладают», — сказал он.

Текст: Булат Баширов, Наталья Павлова, Софья Самохина
Источник: ]]>КоммерсантЪ]]>

От редакции «Россия для всех»

]]>Меморизация]]> Ахмет-Заки Валиди в Российской Федерации обширна. Предлагает ли «Собор» отказаться от увековечения памяти Валиди вообще или не хочет его дальнейшего расширения?

Мы не обнаружили на ]]>сайте организации «Собор русских Башкортостана»]]> никаких писем, касающихся строительства памятника Валиди. Зато ознакомились с программой Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык, история и культура в дохристианский период», куратором которой выступил Виктор Афанасьев, активный противник увековечения Ахмет-Заки Валиди. Именно он настаивает, что «имя Валиди упоминается в Нюрнбергском процессе» [1].

Вот, что пишет о «дохристианском русском языке» сам ]]>В. Афанасьев]]>: «…многие учёные из глубины веков второго тысячелетия и нынешние пытаются доказать и показать дохристианские истоки русского языка, его многотысячелетнею [так на сайте] историю. Здесь и М.В. Ломоносов, и Фаддей Воланский, и В.Н. Татищев, и Ю.М. Миролюбов, и академик РАЕН В.А. Чудинов, и лингвист С.Г. Гриневич и многие другие. В чём корни непризнания? Скорее всего, это рабская покорность перед Западом, который выстроил свою эгоистичную историю, в которой нас просто нет. Как только оттуда последует заветное «Да» нашим «филолигянам» и «лингвистянам», так сразу наша, так называемая, научная элита скажет свое одобрямсь. Не дождётесь».

Среди учёных, перечисленных Афанасьевым, в строгом академическом смысле к таковым относятся только двое: Ломоносов и Татищев. Оба жили в XVIII столетии (!) и оба не считали историю русского языка «многотысячелетней». Что же касается остальных, то никто из них не является ни лингвистом, ни филологом, а их труды не назовёшь иначе, как квазинаучное фэнтези. Возможно поэтому науки филология и лингвистика для В. Афанасьева стали объектами насмешки.

Дальнейшие выводы предоставляем нашим читателям делать самостоятельно.

[1] Упоминание о «Нюрнберге» обычно является самым сильным аргументом со стороны противников меморизации Валиди. См. по этому вопросу ]]>комментарий главы УФСБ по республике Башкортостан]]>.