72-я годовщина депортации чеченцев и ингушей в Санкт-Петербурге

28.02.2016
3 147
AA
72-я годовщина депортации чеченцев и ингушей в Санкт-Петербурге | «Россия для всех»

Вечер памяти, посвященный 72-й годовщине депортации чеченцев и ингушей, состоялся в музее «Анна Ахматова в Фонтанном доме» в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие представители общественных организаций города на Неве, писатели, художники, поэты.

Организаторами мероприятия стали сотрудники музея «Анна Ахматова в Фонтанном доме», общественно-политическая организация «Вайнахский конгресс», общественная организация «Дом мира и ненасилия», рассказала 22 февраля председатель общественной организации «Дом мира и ненасилия» Елена Виленская.

Операция «Чечевица», во время которой с территории Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу. По данным международного общества «]]>Мемориал]]>», во время депортации из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 тысяч человек.

«Среди тех, кто принимал активное участие в подготовке вечера, были представители землячеств чеченцев и ингушей в Питере. Обычно на такие мероприятия приходят в основном те, о чьей истории будет рассказано, люди, которые были участниками событий, которые происходили на их родине. В этот же раз в зале музея было много петербуржцев, что нас приятно удивило», — сказала Елена Виленская. По ее словам, большой интерес к трагическим событиям, произошедшим с их народом, проявляют молодые ребята чеченской и ингушской национальностей.

Выступавшие на вечере писатели Яков Гордин, Александр Мелихов, сотрудница музея Исанна Лурье рассказали о том, с какими трагическим страницами истории вайнахского народа им пришлось познакомиться в последние годы. По словам вдовы художника Дауда Оздоева Зайнап, ее мужу, когда он заканчивал учебу в Академии художеств, не разрешили писать дипломную работу на тему выселения. «Хотя нас и вернули домой из мест ссылки, но тема депортации еще долго была под запретом, вплоть до перестройки», — сказала на вечере Зайнап Оздоева.

Исанна Лурье представила собравшимся картины чеченских и ингушских художников, на которых запечатлены моменты высылки вайнахов. На многих полотнах изображены эпизоды жизни чеченцев и ингушей в ссылке. На вечере памяти были показаны фрагменты фильма Хавы Хазбиевой «Верую», герои которого рассказали о том, как проходило выселение ингушей 23 февраля 1944 года. Эта документальная лента посвящена тем, кто стоял у истоков возрождения ингушской государственности, сказала автор картины.

«В моем фильме говорится не только о трагедии 1944 года. Моему народу пришлось пережить еще одну депортацию — в 1992 году, когда в результате вооруженного конфликта тысячи ингушских семей были вынуждены покинуть дома, боясь за свою жизнь. Сотни женщин, детей, стариков, были убиты, многие пропали без вести. До сих пор еще есть семьи, которые, потеряв свои дома, не обрели нового жилья и живут в вагончиках», — рассказала Хава Хазбиева.

Осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии произошло вооруженное столкновение между жителями ингушской и осетинской национальностей. Активная фаза конфликта продолжалась с 31 октября по 6 ноября, по данным прокуратуры России, за этот период с обеих сторон погибли 583 человека, ранены 939 человек, пропал без вести 261 человек, 1093 человека содержались в заложниках. По разным оценкам от 30 до 60 тысяч жителей ингушской национальности были вынуждены покинуть территорию исторического проживания в Пригородном районе РСО-Алании и Владикавказе, и в большинстве своем осесть в соседней Ингушетии.

Многие из гостей слышали о депортации народов во времена сталинского режима, но о том, как проходило выселение, что пришлось пережить людям в ссылке — об этом мало кто знает, рассказала Елена Виленская. Руководитель аппарата по правам человека в городе Санкт-Петербурге Ольга Штанникова сказала, что ее потрясла история девочки Айшат Барахоевой, которую она услышала на этом вечере.

«Отца девочки в 1946 году арестовали. А он с собой в ссылку вывез богословские книги. И Айшат, понимая, что сотрудники НКВД придут еще раз, чтобы провести тщательный обыск, вылезла в окно с книгами, чтобы никто не видел, и закопала их в сугробе. Но в это время пришли с обыском. Девочке возвращаться было опасно, и она зарылась в сугробе. Когда обыск закончился и все ушли, мать нашла свою дочь в сугробе без сознания. Девочка проболела несколько дней и умерла», — рассказала Ольга Штанникова.

Она добавила, что такие вечера, на которых участники знакомятся с малоизвестными страницами истории народов Северного Кавказа, пострадавших в годы репрессий, нужно проводить чаще. «При этом нужно привлекать для участия на вечерах также молодых людей из школ и вузов Питера. Мы должны проводить подобные мероприятия, чтобы молодежь знала историю народов, населяющих Россию», — сказала Ольга Штанникова.

Напомним, ранее в Чечне День памяти и скорби отмечался ]]>ежегодно 23 февраля]]>, в день сталинской депортации чеченцев. Глава Чечни ]]>Рамзан Кадыров]]> заявил, что республика должна отмечать все государственные праздники России наравне с другими регионами. В соответствии с распоряжением Кадырова День памяти и скорби ежегодно ]]>отмечается 10 мая]]>.

С сокращениями.

Текст: Татьяна Гантимурова
Источник: ]]>Кавказский узел]]>