Брачные запреты в светском государстве?

Брачные запреты в светском государстве? | «Россия для всех»

Агентство «Интерфакс» опубликовало документ, в котором ]]>мусульман ограничили в выборе супругов]]>. Причем в тексте документа авторы «пнули» христиан: «Некоторые мусульманские ученые проводят аналогию между племенем Бану таглиб и сегодняшними христианами, которые, к сожалению, зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют, что служит поводом рассмотреть вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами людей Писания в современных реалиях» (]]>источник]]>).

По Конституции РФ и Закону о религиозных организациях, все граждане РФ равны в правах, не ограничены в свободе совести, религиозные организации отделены от государства и не вправе накладывать правовые ограничения на граждан РФ. Более того, они не вправе нарушать законодательство РФ, что грозит в крайних случаях отзывом регистрации религиозной организации в Минюсте РФ.

Что же утверждает Семейный кодекс РФ о запретах на брак?

СК РФ, статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

– лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

– близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

– усыновителями и усыновленными;

– лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Никаких других ограничений не существует.

Правда, к вечеру появилась информация, частично смягчающая тон запрета, вроде не мы одни такие, вот и у христиан есть такие запреты, и вообще светского общества это не касается....

Но возбудились ]]>«православные»]]>.

Конечно, брак с иноверцем это минус два для обеих конфессий, или плюс один для одной из них. Что-то там было про овцу, или корову, которая портит все стадо... Но это все притчи, а исходя из норм семейного кодекса, получается, что люди других конфессий относительно брака с ними, или умалишенные, или близкие родственники, или усыновители/усыновленные...

Источник: ]]>Здравомыслие]]>

 

]]>Комментарий религиоведа Дениса Сахарных:]]>

В русскоязычных медиа широко обсуждается фетва (предписание религиозно-правового характера) Совета улемов ДУМ РФ за № 5/19 «Межконфессиональные браки».

В связи с этим необходимо пояснить следующее.

Во всех исламских школах фикха (науки о шариатских заповедях относительно действий человека, имеющих зримое выражение) единогласно утверждается категорическая невозможность заключения брака между мусульманкой и немусульманином. Положение это вполне ясное, не менее ясное, чем, например, невозможность заключения однополых браков.

Что касается заключения брака между мужчиной-мусульманином и немусульманкой, то здесь ситуация менее однозначная, поскольку поскольку один из источников фикха такую возможность предусматривает. Источник этот — Коран (аят 5:5, причем это аят-насих, отменяющий прежнее предписание аята 2:221).

Проблема в том, что наличие неких положений в источниках фикха, в том числе и в Коране, само по себе не делает эти положения нормой фикха. Для этого должна быть проделана известная интеллектуальная работа исследователей-факихов (знатоков фикха). Поэтому прямые ссылки на Коран в этом вопросе ничего не решают.

Факихи же исходят не только из спекулятивных соображений. Даже если шариатское положение правильно понято в языковом и событийном контексте и сохраняет актуальность, нужно понимать, к каким последствиям приведет его реализация в данное время в данном месте. В любом случае применение шариатских положений должно соответствовать т.н. целям шариата («макасид»), иными словами, не наносить ущерба исламской религии, а затем человеку в его индивидуальных и социальных проявлениях (жизнь, семья, разум, честь).

Поэтому не следует удивляться, что факихи различных исламских направлений либо прямо запрещают брак между мусульманином и немусульманкой, либо выставляют для допустимости этого практически нереализуемые условия. Здесь они, как говорится, в своем праве, так как их работа и заключается в оценке шариатских предписаний и формулировании норм фикха.

Не буду подробно останавливаться на том, какие существуют основания для таких запретов и ограничений. В разных школах фикха они могут формулироваться по-разному. Так, если муж-мусульманин берет в жены немусульманку, да ещё и в немусульманской стране, ему будет трудно соблюсти в рамках семейной жизни, которая предполагает совместное ведение хозяйства и сексуальное общение, строгости предписаний относительно дозволенной пищи и ритуальной чистоты, он не сможет гарантировать воспитание детей от жены-немусульманки в исламской вере, он может и сам отпасть от ислама под влиянием супруги, религиозные резногласия могут ослабить брак, вызвать конфликты с вовлечением родных и близких супругов и т.д. и т.п.

Исламские ученые — это не абстрактные интеллектуальные функции, а живые люди, ценящие не только свою религиозную, но и свою этническую идентичность. Поэтому они могут склониться (да в реальности и склоняются) к запрету браков между мужчинами-мусульманами и женщинами-немусульманками, исходя из того, что потенциальными невестами будут, скорее всего, иноэтничные женщины. Но, как мы видели выше, для обоснования недозволенности браков между мужчинами-мусульманами и немусульманками вполне можно обойтись и без националистических мотиваций.

Некоторым может показаться странным, что религиозные положения могут ограничивать степени свободы человека в области брака. Но это именно так — религиозная принадлежность вообще ко многому обязывает человека. Желающие могут для сравнения изучить список канонических препятствий для вступления в церковный брак, которым руководствуются православные Церкви.

Поскольку улемы ДУМ РФ сочли возможным использовать в своем документе формулировки, спровоцировавшие реакцию прессы и волну исламофобских комментариев, считаю нужным подчеркнуть: все, что сказано выше о недопустимости с точки зрения фикха браков между определенными категориями лиц, не имеет с точки зрения действующего на территории России законодательства никакого значения.

В условиях отсутствия верховенства исламского права на территории РФ или его имплементации в отечественном семейно-брачном праве речь может идти лишь о моральном осуждении подобных поступков. Никаких инструментов для того, чтобы отвратить заключение в органах ЗАГС межконфессиональных браков с участием мусульман или принудить последних к разрыву таких браков, нет ни у ДУМ РФ, ни у какой-либо другой исламской организации, действующей на территории России.

В рамках религиозных общин, ориентирующихся на авторитет улемов ДУМ РФ в области фикха, фетва № 5/19, разумеется, будет иметь силу, и соответствующие ритуалы, связанные с оформлением брака межконфессиональных пар, проводиться не будут. Но это уже относится к сфере внутренних установлений религиозных организаций и внешней критике не подлежит.