
Автор идеи и основатель общественного движения «Россия для всех», коллекционер, меценат, почетный член Российской академии художеств.
Родился 22 апреля 1950 года в городе Харькове. | После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище (ХГВТКУ), но на 2-м курсе покинул его по состоянию здоровья.
| В конце 1969 года перебирается в Москву, где занимается коммерческой деятельностью. | Прослушал несколько курсов в Нью-Йоркском университете (The State University of New York), а также ряде других вузов. Получив соответствующие лицензии, работал агентом по недвижимости, агентом по страхованию. С 1985-го по 1988-й занимал должность менеджера по продажам в крупнейшей страховой компании США Prudential.
| В 1988 году основал собственную компанию в США Zigzag Venture Group, которая занималась издательской деятельностью, импортно-экспортными операциями. Возвратился в Советский Союз. Одним из первых предприятий компании Zigzag (совместно с Интуристом) стало появление в Москве первых лимузинов. В. А. Бондаренко активно включается в работу USTEC (US—USSR Trade and Economic Council), привлекая американских предпринимателей к сотрудничеству с СССР. | |
| ![]() Первые лимузины на Красной площади (В. А. Бондаренко второй слева) | ||||
![]() Лимузины в советской столице |
Участие в художественных проектах, собирательская и меценатская деятельность
В 1989 году организовал совместно с Галереей М*АРС программу командировок и выставок, продвигающую творчество советских художников в США, в которой участвовали Н. Нестерова, А. Рукавишников, К. Худяков, С. Шаров, С. Шерстюк и другие. По итогам в 1992 году совместно с Российским Фондом культуры была организована выставка «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США).
| Тогда же спонсировал масштабную выставку-акцию «Русская коллекция ХХ век». Создаёт собственную коллекцию современного искусства и предметов антиквариата. | ![]() «Мир чувственных вещей в картинках: ХХ век»: обложка каталога | В 1997 году В. А. Бондаренко выступил сокуратором и генеральным спонсором крупной выставки «Мир чувственных вещей в картинках: ХХ век» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). | В процессе подготовки этой выставки около ста ведущих современных художников и литераторов России создали свои версии 150 объектов из педагогического пособия Яна Амоса Коменского (1592-1670) «Мир чувственных вещей в картинках». К выставке был выпущен крупноформатный альбом-каталог. |
Видеоэкскурсия по выставке Константина Худякова |
«Всегда другое искусство». Видео с вернисажа |
20 сентября 2012 года в Москве, в бывшей галерее Гельман (ЦСИ «Винзавод») открылась выставка «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой и автора идеи Виктора Бондаренко. В течение большей части XX века в российской иконописи не происходило ничего нового. Чтобы вдохнуть жизнь в церковное искусство, коллекционер иконописи и современная художница создают актуальные, отвечающие вызовам эпохи, образы: Святую Троицу, Спаса, Богородицу, персонажей Апокалипсиса... Проект вызвал бурную дискуссию, акции и пикеты религиозных радикалов, выступления защитников проекта и свободы творчества. Хроника «Духовной брани» подробно отражена в монографии социолога Алека Д. Эпштейна «Духовная брань: Борьба за новую жизнь в искусстве сакральных образов христианства». |
«Духовная брань»: как это было» |